Вечная племенная рознь
Некоторые страны жаркой Африки давно уже считаются ареной едва ли не самых кровавых этнических конфликтов. Горячие точки тлеют здесь десятилетиями, как в Судане, где гражданская война стала не только самой долгой, но еще и беспрецедентной по своим масштабам на Африканском континенте. Недавно это государство вновь напомнило о себе. В апреле там прошли всеобщие выборы. Пикантность ситуации заключается в том, что они вполне могут стать последними для Судана в его нынешних границах
|
Автор: Евгений Пастухов
Локация: Алматы
Номер: №9 (22) 2010
По итогам голосования суданский президент Омар аль-Башир сохранил свой пост, а его сторонники из партии Национального конгресса победили на выборах 15 губернаторов северных провинций. На юге страны верх в политической борьбе одержало Суданское народно-освободительное движение (СНОД). Его лидер Сальва Киир, считающийся ярым сторонником независимости Южного Судана, переизбран президентом южного автономного региона и вице-президентом страны.
Казалось бы, первые за последние четверть века многопартийные выборы в Судане закрепили сложившийся к этому времени статус-кво и никакой интриги там не было. Между тем успех Омара аль-Башира и его партии примечателен во многих отношениях. Суданский лидер, как известно, стал первым действующим главой государства, которого Международный уголовный суд требует арестовать по обвинению в геноциде. Теперь при одобрении мирового сообщества он в очередной раз подтвердил свои президентские полномочия.
Интересно также и то, что аль-Башир может оказаться последним президентом единого Судана. Уже в январе следующего года должен состояться референдум о дальнейшей судьбе южного региона. Его жители, как предполагают многие эксперты, проголосуют за независимость.
Суданский президент уверяет, что примет любое решение народа, в том числе и о разделе страны. При этом официальный Хартум не скрывает своего желания сохранить единство Судана. Однако обеспечить его целостность в настоящее время можно только силовым путем, что чревато возобновлением военного противостояния между мусульманским арабоязычным Севером и анимистско-христианским Югом, где живут в основном представители негроидных народов. Гражданская война в Судане, напомним, началась в 1956 году, сразу после того как это крупнейшее государство в Африке получило независимость. Она продолжалась до 2005 года с небольшим перемирием в 1972–1983 годах и унесла жизни более двух миллионов человек.
Принято считать, что на этнический и религиозный конфликт в Судане, равно как и на непростую ситуацию в других африканских странах, серьезно повлияла холодная война. Советский Союз, например, оказывал помощь Джафару Нимейри, который пришел к власти в Хартуме в результате переворота и заявил о желании строить социализм. В это время Запад поддерживал суданскую вооруженную оппозицию. Ходили упорные слухи, что оружие боевикам различных южных движений поступало в том числе и через христианских миссионеров.
Спустя годы ситуация кардинально изменилась. Неудачный социалистический эксперимент подтолкнул режим Нимейри искать опору для социально-экономических преобразований в традиционном исламе. В 1983 году в Судане были введены законы шариата, распространявшиеся и на немусульман. Это привело к новому восстанию. Теперь Нимейри поддерживали американцы, а повстанцев – просоветская Эфиопия.
С окончанием холодной войны этнорелигиозные разногласия Севера и Юга ничуть не ослабли. Напротив, они получили свое развитие. Так, серьезной проблемой Хартума стали его противоречия с нубийцами, проживающими в центре страны. Коренное население гор Нуба неожиданно выступило против «насильственной арабизации и введения ислама».
Между тем суданский исследователь Ибрагим Адам считает, что основной причиной конфликтов в Судане являются не столько этнические или религиозные факторы или интересы внешних сил, сколько «далеко заходящее противостояние между центром и окраинами». «Этот спор, – отмечает Адам, – начался вместе с объявлением независимости и появлением региональных группировок, которые могли пользоваться значительной поддержкой и сочувствием народа. Их опасность заключается в том, что они способствуют разделению общества на части, не признающие друг друга». Неудивительно, что с 1994 года суданские власти фактически ведут вооруженную борьбу с арабскими племенами Беджа и Рашидийя на востоке страны вдоль судано-эритрейской границы и одновременно поддерживают арабские племена в Дарфуре.
На Западе уверены, что именно Хартум стоит за арабскими ополчениями «Джанджавид» («Джины на конях»), которые в Дарфуре совершали набеги на деревни и сжигали дома, сгоняя местное население с насиженных мест. За негласную поддержку отрядов «Джанджавид» МУС обвинил аль-Башира в геноциде и выдал ордер на его арест.
Однако с конфликтом в Дарфуре не все так просто. Любопытно и то, что военно-политическую обстановку в этом регионе можно считать неким ключом к пониманию всей непростой суданской ситуации.
Страна племен
Население Дарфура сплошь мусульманское, но разделено примерно пополам на арабские и африканские племена. При этом внешне они почти неразличимы, к тому же часть негроидных племен практически утратила национальный язык и обычаи.
Арабские племена Дарфура в основном разводят скот и ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Негроидные племена по большей части являются земледельцами. Земля, вода и пастбища, таким образом, становятся для местных жителей главными ценностями, от которых зависит выживание семьи и племени. Однако в Дарфуре, расположенном на полупустынном плато между озером Чад и долиной Белого Нила, земли и воды не хватает. По мере увеличения численности населения, которое за последние полвека в регионе выросло вчетверо и достигло 6 млн. человек, сократились площади пастбищ и посевных земель. Вдобавок наступление пустыни Сахара привело к тому, что кочевники стали искать лучшей жизни на юге, где более благоприятные условия для ведения хозяйства.
В конце 1980-х годов кочевые племена двинулись со своими стадами на юг, где, естественно, пересеклись с интересами земледельцев. Кочевники были уверены, что двигаются обычными путями перекочевок, но лидеры народа фур обвинили их в вытаптывании полей. Так возник серьезный конфликт, в котором вооруженное сопротивление чужакам оказали племена фур, чьим именем собственно и назван регион: Дарфур – по-арабски «дом фур».
На протяжении нескольких лет продолжалась настоящая война с грабежами и убийствами. В 2002 году конфликт вышел на качественно новый уровень. В это время представители земледельческих племен объединились в военно-политические организации, которые намеревались «создать собственное государство без арабов». Таким образом, они бросили вызов центральной власти, которую обвиняли в бездействии, а затем и потворстве отрядам кочевников.
Формирования негроидных племен фур, загава и масалит добились существенных успехов в борьбе с суданской армией. Однако Хартуму быстро удалось отыграть свои позиции. Уже в 2003 году между суданским правительством и наиболее влиятельными в Дарфуре группировками было подписано соглашение о прекращении огня. Официально Хартум отказывался от боевых действий. Вместе с тем суданские военные начали оказывать негласную поддержку арабским кочевым племенам.
В итоге конфликт в Дарфуре превратился в противостояние между негроидными и арабскими племенами. По разным оценкам, в вооруженных столкновениях были убиты от 70 до 300 тыс. человек и свыше 2 миллионов – оказались беженцами. Разразилась гуманитарная катастрофа. В регионе появились инспекторы из США и Евросоюза, которые обвинили власти Судана в геноциде негроидного населения.
Тем временем ситуация в Дарфуре менялась. Теперь у местных жителей все чаще возникали разногласия не только с правительством и пришлыми кочевыми племенами, но также с появившимися в 2004 году в регионе международными миротворцами, и даже друг с другом. По сути, конфликт перерос в борьбу между кочевниками и оседлыми земледельцами за контроль над водой и землей, безотносительно к этнической принадлежности. Так, «Суданская национально-освободительная армия», состоявшая в основном из неигроидных племен загава (преимущественно кочевники) и фур (земледельцы) разделилось на два противостоящих друг другу крыла, подконтрольных Минни Маркои Миннави (загава) и Абдельвахиду Нуру (фур). К концу 2005 года Минави покинуло несколько влиятельных полевых командиров, которые организовали собственную фракцию СНОА, а в 2006-м от Нура откололся его заместитель выходец из племени масалит Хамис Абдалла. Все организации так или иначе продолжали дробиться на отдельные, не связанные друг с другом группы.
Не избежали раскола и арабские племена. Их разногласия вскоре вылились в вооруженные столкновения. К примеру, племя салямат, занимающееся разведением верблюдов, попыталось захватить земли племени хаббания. Удача была на стороне оборонявшихся. Салямат сами вынуждены были спасаться бегством, после чего их поселения разграбили и сожгли, чтобы племя не смогло вернуться. Не менее трагически закончился передел территории и между арабскими племенами таргам и резегат. Они изначально поддержали Хартум, но впоследствии центральное правительство не помогло решить им внутренние противоречия.
Участившиеся межплеменные столкновения в Дарфуре в очередной раз подтвердили тезис о том, что суданское общество никогда не было единым целым. Временная консолидация племен произошла только благодаря появлению у них общих интересов и общего врага, также претендующего на контроль над природными ресурсами. Иначе говоря, государственная идеология не только не смогла заменить племенное сознание в суданском обществе, больше того, оно стало неотъемлемой частью рядового суданца. Статья 47 конституции страны провозглашает и защищает права этнических и культурных общин, которые в реалиях Судана являются союзами племен. Таким образом, Хартуму сегодня приходится иметь дело с многочисленными племенными объединениями. И ситуация в Дарфуре является тому подтверждением.
Напомним, что изначально противостояние провинции с центром было обусловлено во многом политическими факторами. С момента независимости страны Дарфур оставался аграрным районом, слабо интегрированным в экономику Судана. Он не получал от столицы необходимой экономической помощи, а его представители не принимали участия в большой политике. В середине XX века в провинции появились оппозиционные организации, которые пытались объединить все местные племена. В это время дарфурцы, вне зависимости от происхождения, отождествляли себя исключительно с Дарфуром. Жители других районов даже пренебрежительно именовали их «детьми Запада», тогда как себя гордо называли «сынами отчизны». Однако постепенно обычные межплеменные столкновения за доступ к воде и пастбищам в Дарфуре стали приобретать масштабный и кровопролитный характер, чему способствовало распространение огнестрельного оружия. А когда усилились споры между кочевниками и земледельцами, столкновения пошли по линии «арабы – африканцы». Следующий виток противостояния привел уже к ужесточенной борьбе за природные ресурсы между всеми племенами. В конечном итоге племенная замкнутость привела к тому, что бывших лидеров дарфурцев сегодня воспринимают в первую очередь как вождей своих племен и кланов.
Примерно с такой же проблемой в ближайшее время может столкнуться Южный Судан. С 1983 года лидером южносуданцев был полковник Джон Гаранг из племени динка, самого многочисленного из племен региона. Именно он в январе 2005 года подписал с правительством Судана Всеобщее мирное соглашение, которое положило конец гражданской войне между Югом и Севером. После гибели Гаранга его сменил Сальва Киир, тоже динка. В апреле он вновь был избран президентом Южного Судана и вице-президентом Судана. Однако, несмотря на то что он сохранил за собой все посты, наблюдатели отмечают резкое обострение борьбы в СНОД. Причем теперь она проходит по этническому признаку между народностями динка (Киир) и нуэр, которых представляет Р. Машар. Последний нашел союзников в лице представителей шулук – третьего по численности среди племен Южного Судана.
Не исключено, что в преддверии референдума о независимости южносуданские лидеры пытаются усилить свои позиции и обеспечить себе преимущество на старте. Очевидно, что политическая борьба в регионе будет довольно острой. Поскольку именно на юге Судана сосредоточены основные месторождения нефти, перспектива стать хозяином пусть небольшого, но богатого углеводородами государства, может спровоцировать серьезный конфликт уже между южносуданцами. Это чревато дальнейшей фрагментацией бывших регионов Судана и распадом пока еще крупнейшей африканской страны.
Как бы то ни было, пример Судана ясно показывает, к каким последствиям в государстве с традиционной восточной организацией общества может привести самоустранение властей в решении сложного комплекса социально-экономических и этнорелигиозных проблем. По мере ослабления всех государственных институтов на первый план неизбежно выходят племенные отношения. В таком случае простейшая форма организации общества становится наиболее эффективной для защиты социально-экономических и политических интересов отдельного человека, его семьи, рода или племени. В то же время возрождение племенного сознания самым непосредственным образом оказывает влияние на дальнейшее разрушение фундаментальных основ государства. Ведь представители рода или племени преследуют исключительно собственные интересы. Например, в Дарфуре, решая тактические задачи, племена загава нередко вступали во временные союзы с вчерашним врагом – арабскими кочевниками.
Урок далекого африканского Судана, таким образом, очень важен и для многих государств Центральной Азии. Как показала гражданская война в Таджикистане и недавние события в соседней Киргизии, противоречия различных кланов и трайбализм по-прежнему остаются определяющим фактором социально-политической и экономической жизни ряда центрально-азиатских стран.
|
|
Тэги: Судан, Дарфур
Оценка: 0.00 (голосов: 0)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|