eng  rus 
 
Сам себе режиссёр
Новые способы передачи данных и современная техника позволили каждому желающему заявить о себе. Не устояв перед искушением, одни стали графоманами, другие стали выставлять свою жизнь напоказ, снимая о себе бесконечные ролики. А для других новые условия стали шансом реализовать свой творческий потенциал. Так, в последнее время все более популярным занятием становится съемка любительского кино
Андрей Халин
Архив
Архив
Андрей Мануйлов
Автор: Данияр Сабитов
Локация: Алматы
Номер: №2-3 (39-40) 2011

Многие согласятся, что развитие информационных технологий все сильнее влияет на современный мир, меняя его. Появление новых устройств и способов передачи данных, воздействие Интернета на реальный мир – все это похоже на прогнозы футурологов из прошлого века. Действительно, многое из написанного Элвином Тоффлером в его «Третьей волне» уже сбылось. И это немного пугает, потому как никто не может ручаться, что завтра не начнут сбываться самые смелые фантазии с последних страниц его книги – о передаче информации от мозга к мозгу, появления индивидуального телевидения и т. д.

Как это всегда бывает, на начальном этапе развиваются болезни роста. Нужно время, прежде чем люди наиграются в «интернеты», «айподы», социальные сети, гаджеты и найдут баланс. А пока происходит удивительное сближение виртуальной и настоящей реальностей, которое создает новые формы социального общения. Современная городская молодежь уходит в мир Интернета, который дает иллюзию безграничных возможностей. В Сети можно заявить о себе, стать «калифом на час», прославившись в один момент за меткую фразу или образ. Или можно с его помощью организовать так называемую «твиттерную революцию», как это произошло в позапрошлом году в Иране, Молдове и вот недавно в Египте. Вероятно, переломный момент близок – скоро Всемирная паутина и новомодные устройства перестанут быть самоцелью, а будут лишь средством. Есть причины говорить так. Недавно подсознательное желание вырваться из Сети выразилось в новом (наверное, это ирония судьбы) интернет-ресурсе «Web 2.0 Suicide Machine». С помощью этого сайта можно закончить сетевую жизнь самоубийством – в пару щелчков мыши удалить свою страничку из крупнейших социальных сетей.

С одной стороны, такое воздействие технологий на нашу жизнь является объективным проявлением развития цивилизации. Но с другой – некоторые видят во всем этом нечто зловещее. Так, четыре года назад в набат начал бить американский писатель Эндрю Кин. В работе «Дилетантская Америка. Как современный Интернет убивает нашу культуру» он писал, что «теория о бесконечных обезьянах» Томаса Хаксли провалилась. Согласно идее ученого из XIX века, если бесконечному количеству обезьян дать бесконечное количество пишущих машинок, какая-нибудь из них в конце концов создаст шедевр – драму Шекспира или диалог Платона. Однако Кин сокрушается, что люди, получившие возможность творить с помощью Интернета и компьютера, пока теорию о бесконечных обезьянах не подтверждают. Он сетует, что блоггеры профанируют работу журналиста, Википедия и другие проекты подорвали веру в существование достоверной информации, а легкость, с которой можно создавать видеоролики и показывать их через сайт YouTube всему миру, породили видеонарциссизм. Действительно, в прошлом году пользователи YouTube загрузили более 13 миллионов часов видео, а количество просмотров составило более 700 миллиардов. Эндрю Кин отозвался очень жестко: «Сайт представляет собой бесконечную галерею любительских сюжетов, в которых несчастные идиоты танцуют, поют, едят, моются, ходят по магазинам, ведут машину, занимаются уборкой, спят или просто пялятся в свой компьютер».

Согласитесь, довольно грустное вступление. Однако актуально ли это для Казахстана? Нужно сказать, что в стране, еще далекой от форм информационного общества (как его понимали Д. Белл и Э. Тоффлер), люди пока только активно потребляют информационный продукт, но не производят его. Другими словами, и казахстанцы не прочь посмотреть ролики в Сети, однако видеонарциссизм еще не проявляется – себя пытаются транслировать только артисты. И такое стечение обстоятельств рождает уникальные условия, когда технические средства доступны так же, как и в развитых странах, однако болезни, о которых писал Эндрю Кин, пока не прогрессируют. Конечно, мечта прославиться сидит в подкорке мозга каждого, тем более действительно существуют такие примеры. Вспомните хотя бы Теда Вильямса, нищего, у которого оказался великолепный радийный голос. Он обязан своей славе и карьере исключительно YouTube, ролик о нем показывали даже наши телеканалы.

Вместе с тем вести себя в Сети так же привольно, как американцы, казахстанцы не могут, поэтому считается, что если все же решился что-то выложить в Интернет, так изволь сделать это более или менее хорошо. Поэтому если и наполняется Казнет сносным видео-контентом, то это либо фрагменты отечественных телепередач, либо любительское кино. Если с первым все понятно, то о любительском, а вернее, дилетантском кино, хотелось бы поговорить подробнее.

Синема - от тебя мы без ума

Почему мы провели линию между любительским и дилетантским кино? Ну здесь дело в терминологии. Раньше, когда кинематограф набирал силу, эти слова были синонимами. Однако позднее любительским стали называть такое кино, которое неизвестные режиссеры снимали не для широкого показа, а скорее ради самовыражения или творческого эксперимента, своего рода арт-хаус. Съемки велись на непрофессиональном оборудовании с привлечением начинающих актеров. Почему мы делаем такую оговорку? Чтобы просто-напросто исключить из темы беседы те фильмы, которые снимают, скажем, студенты академии искусств им. Жургенова. Их работы и будут скорее любительскими, нежели дилетантскими. Гораздо любопытнее изучить творчество людей, вообще не имеющих к кино какого-либо отношения.

В последнее время съемки подобного кино стали особенно популярны – благодаря различным конкурсам. Скажем, в конце декабря кофейня DK провела третий фестиваль Sweded film fun festival. На фестиваль предлагались пародии на знаменитые фильмы, и в последний раз на суд жюри было предложено 13 работ. Их авторы всячески старались удивить зрителя своими оригинальными находками. Так, режиссер Ерен Шафигов в пародии на фильм «Чужой» продемонстрировал, как можно сделать космический скафандр из подручных средств, а также показал, как вышвырнуть монстра за пределы космического корабля, открыв дверь в соседнюю комнату (которая на самом деле была космическим пространством). Здесь же, в рубрике «Алматы, я люблю тебя», можно было показать свою короткометражку, так или иначе имеющую отношение к южной столице. Очень трогательными оказались истории бездомного и его собаки в фильме «Хина» Милы Фахурдиновой и повествование о плюшевом медведе в мультфильме «Потапыч» Кристины Ладониной и Татьяны Бегун. Победитель фестиваля Адиль Нурмаков, представивший пародию на «Начало», поделился своим мнением по поводу набирающего популярность любительского кино. Дескать, с появлением синематографа многие были очарованы магией кино. Современные же технические средства позволили воплотить мечту о создании своего шедевра в реальности. Тем более что кроме цифровых камер в телефонах и фотоаппаратах существует множество программ для обработки видео. Зарина Нурмухамбетова, также снявшая фильм для Sweded, заметила, что при монтаже ей помогли базовые навыки работы с компьютерным софтом.

Другое мероприятие было проведено компанией Jameson. Международный конкурс «Снять за 60 секунд» прошел в Казахстане впервые. По его правилам участники должны были представить фильм-римейк на знаменитый фильм длительностью не более минуты. Ирина Русскова, менеджер по обслуживанию клиентов рекламного агентства Cheeese рассказала, что всего за два месяца участники прислали 60 работ. Правда, восемь из них по ошибке загрузили на сайт российского конкурса, поэтому в конкурсе приняло участие 52 работы. «Режиссер ролика, занявшего первое место, отправится в марте в Лондон на международную церемонию награждения Jameson Empire Awards 2011, а занявшие второе и третье места, уже съездили в Москву на российскую церемонию награждения», – добавила она. Представитель того же рекламного агентства Даниил Мелехин отметил, что работы казахстанцев отличались разнообразием жанров. Так, конкурсанты не боялись снимать даже римейки советского арт-хауса, например, за основу одной работы был взят фильм «Зеркало» Тарковского. Также на конкурс пришло два римейка фильма «Планета К-Pax». «Это достаточно смелый шаг, который, возможно, оценит не каждый зритель. Также были представлены различные техники – среди работ есть и кукольные фильмы, и flash-анимация», – добавил г-н Мелехин. Отметим, что компания Jameson не просто так инициировала проведение подобного конкурса. Будучи алкогольной компанией, производитель виски имеет в ряде стран большие трудности с рекламой продукта. В том числе и в Казахстане, где рекламная деятельность алкоголя запрещена. Вот и приходится прибегать к подобным методам, лишь бы название марки прозвучало публично. Наши собеседники отметили, что «конкурс феноменально повлиял на знание марки среди наших потенциальных покупателей».

Как добиться успеха? За ответом мы обратились к победителю «Снять за 60 секунд» Андрею Мануйлову, снявшему римейк на «Темного рыцаря». Он рассказал, что с первых кадров до финала ушло четыре недели. «Сами съемки проходили в четыре захода. Первая смена была самая длинная – около 10 часов. По сути, в первый вечер были отсняты основные эпизоды. Но потом нам стало ясно, что Джокера в кадре очень много, и у нас практически нет самого Бэтмена. Решили произвести досъемки. Когда был собран первый черновой вариант ролика, пришли к выводу, что ему не хватает масштаба – мы все-таки делали пародию на блокбастер. И вот тогда решили включить в видео сцены с грузовиком и вертолетом. Они тоже снимались отдельно», – пояснил режиссер. Бюджет фильма оказался довольно приличным. Во-первых, для съемок был куплен фотоаппарат с поддержкой записи HD-Video. Это уже 1100 долл. Андрей заметил, что и так намеревался обновить свою фототехнику, а конкурс лишь ускорил процесс. Также в расходы следует записать аренду маски и плаща Бэтмена – четыре тысячи тенге. Еще две тысячи стоил игрушечный грузовик, а также 700 тенге – на гуашь для Джокера.

Но поскольку Андрей Мануйлов также является специалистом по продвижению кинопроката в компании «Меломан», мы поинтересовались о возможностях и перспективах развития любительского кино. Ведь это действительно интересный вопрос, насколько самостоятельно и автономно такое творчество. Может ли оно существовать без опеки той или иной организации. Конечно, есть Интернет, где можно найти своего зрителя. Была бы площадка для демонстрации, а зритель найдется. Этого же мнения придерживается и г-н Мануйлов, который уверен, что любой труд не напрасен: «Если у человека есть талант и он одержим (в хорошем смысле), рано или поздно его могут заметить люди, причастные к киноиндустрии, которые как раз ищут «свежую кровь». Наш собеседник считает, что показы в DK и других подобных заведениях хороши, однако организаторы не могут похвастать масштабом и охватом большой аудитории. Конечно, кинотеатры в этом смысле – лучший вариант. Тем более сейчас много цифровых залов, и для того чтобы показывать фильм, не обязательно переводить его на кинопленку. «Однако вряд ли удастся заинтересовать руководство кинотеатров любительским видео. Выход из этой ситуации – проведение различных фестивалей любительского кино при спонсорской поддержке. Нужен хороший призовой фонд, чтобы работы были выполнены на должном уровне. К примеру, если пообещать победителю обучение в голливудской киношколе, мне кажется, найдется много желающих принять участие в таком фестивале. Это будет настоящее культурное событие, к которому будет привлечено внимание СМИ и общественности», – добавляет эксперт.

Между тем в Казахстане ожидается проведение еще одного конкурса, где вновь любители (и не только) смогут попробовать свои силы. Речь идет о международном реалити-шоу New Hollywood Filmmaker. 12 казахстанских режиссеров будут участвовать в голливудском шоу, в рамках которого режиссеры из разных стран будут бороться за главный приз – 2,5 млн. долларов на съемку собственного фильма. К участию в кастинге приглашаются все желающие, а значит, у любителей точно такие же шансы, как и у режиссеров с опытом. Координатор проекта Сабина Кузенбаева отмечает, что сначала студия Ридли Скотта не рассматривала Казахстан в качестве площадки для проведения реалити-шоу. В итоге зарубежные партнеры согласились при условии выполнения ряда финансовых обязательств. Отмечается, что участников ждут различные испытания, связанные со съемками фильма. Например, им нужно будет снимать батальную сцену на корабле, идущем ко дну.

Следует отметить, что хобби может превратиться в настоящее призвание. И даже не обязательно участвовать в каком бы то ни было конкурсе. В истории казахстанского кино есть примеры превращения самоучки в специалиста, для которого кино становится работой. Так, в 2005 году поклонник кино Джами Байсенов задумал снять кино. И появилась лента «Зажигай» – от большинства любительских работ этот фильм отличало то, что он был полнометражным. «Я снимал для себя как учебное пособие и не планировал никому показывать. Поэтому спокойно экспериментировал в каждой сцене и по движению камеры, и по свету, и по монтажу, и по всем остальным вопросам, не боясь обвинений в эклектичности и других грехах. Это был, так сказать, «мой ВГИК», – поведал нам режиссер. Сейчас на его счету еще три фильма – «Жаралы сезiм», «Аймалашы менi» и «25 тенге». Рассказывая о том, как снимался фильм, Джами раскрыл небольшие коммерческие секреты. Оказалось, что весь бюджет первого фильма составил около трех тысяч долларов. «Зажигай!» был снят за 18 съемочных дней, но на протяжении целого лета, так как долго собирал деньги, снимая свадьбы и рекламу. Это чуть меньше 3 тыс. у.е. Из них 1100 у.е. ушло на «Запорожец», то есть покупка, покраска, переделка в кабриолет и его взрыв. 800 у.е. – ремонт двух машин из-за незапланированной аварии – наш актер случайно врезался на арендованной машине в другую. И примерно около тысячи долларов ушло на прочие расходы – еду, транспорт, связь и т. д.», – расписал расходы г-н Байсенов.

Таким образом, мы убедились, насколько разным может быть использование благ информационного (и не очень) общества. Одни пытаются с помощью компьютера, камеры и Интернета рассказать всем о себе и своих проблемах. А другие пробуют свои творческие силы через призму художественного мира. И это действительно здорово, что казахстанцы стесняются выставлять себя напоказ, но открыты для культурных поисков. Возможно, среди сегодняшних любителей окажутся те, кто завтра будет задавать тон казахстанскому кинематографу.


Тэги: кино, культура, Интернет, Sweded, Снять за 60 секунд, New Hollywood Filmmaker


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"