eng  rus 
 
В рамках неприличия
Когда-то имя театрального режиссера Романа Виктюка вызывало среди театралов восторг и трепет. Его «Служанки», поставленные на сцене «Сатирикона» в 1988 году, в которых все роли играли мужчины, стали сенсацией для своего времени, заставляя зрителей задыхаться от смущения. Через два года Виктюк уже в своем театре на зыбкой границе пристойности поставил «М. Баттерфляй», которая снова произвела фурор манерностью и запретными чувствами.



Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №10 (10) 2009

Его спектакли смотрели помногу раз, вкушая виктюковские гордые насмешки над нормами приличия, всегда окутанные дымкой порока. Это притягивало, особенно в начале 1990-х, когда гей-культура только начинала проникать на сцену. Однако спектакли Виктюка вызывали ажиотаж не только по этой причине. Ему удалось создать свой театр – эстетический, чувственный, изнеженный и при этом очень профессиональный. В той переходной эпохе между театром советским и нарождающимся театром, выбирающим новые художественные приемы, без сомнения, Виктюк был в авангарде. В «порочность» постановок эпатажного режиссера окунались не только такие противоречивые личности, как Эрик Курмангалиев, но и признанные примы оперы и драмы – Елена Образцова и Алиса Фрейндлих. Он и сейчас работает с ними, собираясь ставить спектакль о трех (вместе с Аллой Пугачевой) пожилых артистках, живущих в доме престарелых. 

Однако Роману Григорьевичу теперь 73 года, и московские критики твердят, мол, Виктюк уже не тот, «бросается от одной сомнительной пьесы к другой, выпуская спектакли, которые выглядят недоделанными, будто наскучившими своему создателю». Тем не менее режиссер остается вполне востребованным, работая с новыми коллективами по всей России, в США, Израиле. Вот и в алматинский театр им. Лермонтова он был приглашен сознательно, чтобы встряхнуть застоявшуюся театральную жизнь города.

Надо сказать, что встряхнул. Однако результатом не все остались довольны, да и в самом коллективе театра мнения разошлись: одни сочли кощунственным такое «безобразие» в храме искусства, другие, напротив, твердили, что это гениально.

Скандальный режиссер оттолкнулся от довольно посредственной пьесы Валентина Красногорова «Фуршет после премьеры», в которой взаимоотношения актеров одного провинциального театра можно экстраполировать на всю нашу жизнь. В театре играют премьеру «Отелло», а после, когда должен начаться праздничный фуршет, обнаруживается, что исполнительница роли Дездемоны задушена в прямом смысле. Под подозрение сначала попадает Отелло, который мог чересчур увлечься и в самом деле задушить партнершу, но затем оказывается, что каждый из «сплоченной» труппы мог быть причастен к смерти актрисы, имея свои виды на ее место. Театральные интриги, склоки, актерская зависть и стремление добиться желаемой роли, даже если для этого понадобится «пойти по головам», режиссер предлагает рассматривать как отражение дня сегодняшнего и модели поведения современного человека. В целом сюжет понятен, однако форма, в которую он облечен, не для всех оказывается удобоваримой, и сколько еще продержится спектакль в репертуаре театра, непонятно – прошла только четвертая премьера, а зал совсем не полон. И действие выдерживают не все, покидая зал.

Игра с самого начала удивляет тем, что шагает с привычного пространства сцены на авансцену и далее в зрительный зал. В принципе, такое построение действия не новость, но актеры «Фуршета» вовсе не собираются возвращаться на сцену и практически все время проводят среди публики. В течение всего спектакля в зале не гаснет свет. Зрители оказываются не просто сторонними, пришедшими подивиться на постановку эгоцентричного московского режиссера, а соучастниками этой черной комедии, когда в любой момент камера, висящая над зрительным залом, может сфокусироваться на ком-нибудь и спроецировать изображение на огромный экран, что висит на сцене. А во время перемещения актеров по рядам можно поймать взгляд, например, героя Лодовико и услышать от него «Кошмар!», не понимая, то ли это реплика по тексту, то ли отношение ко всему происходящему.

Актерам, которых выбрал Виктюк на эксцентричном кастинге, не позавидуешь. С Игорем Личадеевым, Михаилом Токаревым, Виталием и Александром Багрянцевыми, Ириной Лебсак, Татьяной Эйнис и Оксаной Бойченко – артистами драматического театра – режиссер обращается «беспощадно». Практически весь спектакль актеры проводят одетые только в плавки голубого цвета, актрисы – в блестящих обтягивающих трико и корсетах. Чем не прекрасная тренировка сценического мастерства – произносить монологи, будучи в плавках? А справляются, надо сказать, артисты с этим великолепно. «Вы даже не подозревали, что у вас в театре есть такие секс-символы», – восклицает режиссер. Но Виктюк, по его словам, разыгрывает античный театр, миф. Актеры не произносят свои реплики, а чеканят их по слогам бездушным голосом, отчего все действие приобретает пафос, нарушаемый лишь вытекающим после фуршета поведением: безумными танцами, сексом с партнершей в гримерке. Сцену полового акта актеры разыгрывают, находясь в противоположных концах зрительного зала, стоя на столах и активно двигая бедрами, при этом запыханно решая, кому же достанется роль Дездемоны.

Если в первые несколько минут музыкальное сопровождение спектакля, которому Виктюк обычно уделяет особое внимание, срубает наповал, то затем вызывает улыбку – так глумиться, совмещая реплики из «Отелло» с песнями Верки Сердючки, может позволить себе большой оригинал. Но именно благодаря ему в исполнении Ирины Лебсак звучит песня Джеймса Брауна «It’s a man’s world» – одно из самых сильных впечатлений от спектакля.

Отчего же так получилось, что постановка Виктюка разочаровала большинство? Может, оттого, что мы хотели, чтобы Роман Григорьевич поставил у нас что-то уровня «Служанок», уайльдовской «Саломеи» или озоновских «Восьми любящих женщин»? Может, оттого, что «шедевр» Аллегровой «Все мы бабы – стервы» не совсем то, что мы ожидали услышать в качестве заглавного саундтрека к спектаклю? А может, оттого, что вряд ли алматинцы приходят в театр им. Лермонтова, чтобы открыть для себя секс-символов? И могло ли хоть что-нибудь в постановке Виктюка быть однозначно принято нашей публикой на «ура»? Так, скорее всего, проблема в наших ожиданиях, а вовсе не в спектакле, который имеет право на существование.

Тэги: театр, культура


Оценка: 3.00 (голосов: 2)



Похожие статьи:
29.12.2009   Проба пера


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"