eng  rus 
 
Вечная проблема выбора
Двадцать лет назад, в декабре 1991 года, в социалистическом Алжире прошли первые в его истории многопартийные парламентские выборы. В условиях крушения мировой системы социализма алжирцы подарили надежду всем государствам, кто тогда строил или только собирался строить демократию. Однако Алжир и его общество ожиданий не оправдали – понятие «демократизация по-алжирски» на долгие годы стало символом гражданской войны и хаоса
Reuters
Али Бенхадж
Reuters
Али Бенхадж
Махмуд Нахнах
Reuters
Махмуд Нахнах
Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика
Reuters
Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика
Автор: Евгений Пастухов
Локация: Алматы
Номер: №20-21 (57-58) 2011

В начале 1990-х годов не только Казахстан и другие бывшие республики СССР прощались с коммунистическим режимом и командно-административной экономикой. С трудной задачей определения дальнейшего пути развития столкнулись многие государства социалистического лагеря. С окончанием холодной войны по странам Восточной и Центральной Европы прокатились «бархатные революции», повернувшие их лицом к Западу и его ценностям. В постсоветских республиках тоже начался процесс экономической и политической либерализации. Темпы преобразований, впрочем, у всех были разные. Кто-то вскоре мог говорить о рынке и демократии, другие о повышении уровня жизни населения и благосостояния страны, а третьи в полной мере вкусили горькие плоды тех изменений, которые были вызваны скоропалительными решениями в области экономики и политики.

Арабская весна

В самом конце 1980-х годов политическая оттепель затронула и арабское государство Северной Африки – Алжир. Итогом «потепления» как раз и стали первые в этом социалистическом государстве честные и свободные парламентские выборы, прошедшие 26 декабря 1991 года. Поскольку основная борьба на них велась между правящим светским Фронтом национального освобождения (ФНО), стоящим на принципах «арабо-мусульманского социализма», и религиозным Исламским фронтом спасения (ИФС), алжирцам предстояло выбрать не просто ту или иную партию, но скорее новый вектор общественного и государственного развития. В результате народного волеизъявления ФНО с треском проиграл, получив в новом парламенте всего 16 мест из 430. При этом ИФС набрал свыше 47 проц. голосов избирателей и претендовал практически на половину депутатских кресел.

16 января 1992 года должен был состояться второй тур выборов. К этому моменту ни у кого в Алжире уже не вызывала сомнений убедительная победа религиозной организации. В прямом столкновении с правящей, но крайне непопулярной партией члены ИФС запросто могли получить под свой контроль уже две трети будущего парламента. Это позволило бы им в соответствии с законодательством изменить конституцию страны и провозгласить Алжир «исламским государством». Не дожидаясь подобного исхода, военная элита Алжира нанесла упреждающий удар. 11 января армейские генералы отправили в отставку алжирского президента Шадли Бенджедида, и государство возглавил Высший государственный совет (ВГС) из пяти человек, среди которых был один из основателей ФНО Мухаммед Будиаф. Военные отменили итоги первого тура выборов и проведение второго, ввели в Алжире чрезвычайное положение, запретили деятельность Исламского фронта спасения, а его руководителей арестовали по обвинению в создании незаконных вооруженных формирований и покушении на власть и безопасность государства. Так идущий полным ходом процесс демократизации политической жизни Алжира зашел в тупик.

В ответ на аресты активистов ИФС в марте начались покушения на представителей власти. Акции гражданского неповиновения чередовались с боевыми столкновениями с армией и полицией. Многие алжирцы, особенно в крупных городах и бедных сельских районах, морально поддержали ушедшую в подполье религиозную партию и помогали ей вернуть «украденную победу», вступая в отряды боевиков и укрывая раненых.

Положение в стране обострилось после убийства Будиафа на митинге в городе Аннаба 29 июня 1992 года. Смерть влиятельного политика, одного из вождей национально-освободительной борьбы против Франции и сторонника продвижения Алжира к светской демократии, ознаменовала окончание «алжирской весны». Сразу после этого армия приняла решение применять крайне жесткие меры. Военные расходы на 1993 год были увеличены на 25 проц., до 1,5 млрд. долл. При этом дополнительные средства пошли исключительно на создание мобильных хорошо вооруженных спецподразделений полиции и отрядов коммандос. Одновременно сворачивались демократические свободы, завоевания недавней политической оттепели. В центральных провинциях страны устанавливался комендантский час, начали действовать «трибуналы по делам исламистов», что-то вроде печально известных в период Сталина «троек», вводилась цензура.

Вплоть до 1997 года Алжир сотрясали чудовищные по жестокости столкновения, жертвами которых стали до 200 тысяч человек. Бывшие сторонники ИФС из числа наиболее радикальных кругов создали собственные боевые отряды, получившие известность под названием Вооруженная исламская группа (ВИГ). Именно ее обвиняют в организации терактов в Алжире, не прекращающихся до сих пор, нападении на иностранных рабочих и туристов, угоне самолетов авиакомпании «Эйр Франс» и настоящей резне гражданского населения в пригороде алжирской столицы осенью 1997 года, когда умеренная часть ИФС провозгласила «одностороннее перемирие».

Перелом в сознании

Чтобы понять, почему в начале 1990-х годов религиозные партии Алжира получили столь серьезную общественную поддержку, нужно внимательно присмотреться к обстоятельствам «алжирской перестройки», которая, собственно, и открыла дверь для либерализации страны.

Дело в том, что после провозглашения суверенитета Алжира единственной легальной политической организацией в стране и правящей партией был Фронт национального освобождения, который создавался с целью вооруженной борьбы за независимость от Франции. С 1962 года алжирские власти, представлявшие ФНО и близкий к ним генералитет вооруженных сил, пытались строить в Алжире социализм по примеру Советского Союза и Китая. По их же примеру алжирцы проводили «промышленную революцию». В частности, были национализированы все предприятия, прежде всего в доходной нефтегазовой сфере, строились объекты тяжелой промышленности, создавались сельскохозяйственные кооперативы.

ФНО постоянно выступал с амбициозными проектами индустриального прорыва Алжира, и все шло хорошо, пока устойчивое экономическое развитие страны и социальная стабильность обеспечивались за счет экспорта дорогих нефти и газа. Но в 1980-х цены на «черное золото» и «голубое топливо» на мировых рынках резко и надолго упали. Вслед за этим произошло значительное ухудшение финансового-экономического положения Алжира, где нефтегазовая промышленность давала до 95 проц. выручки от всего экспорта и обеспечивало до 60 проц. поступлений в государственный бюджет. Моментально напомнили о себе трудности в сельском хозяйстве – в середине 1980-х годов Алжир импортировал около 60 проц. потребительского зерна и более 40 проц. других видов продовольствия.

Положение в стране усугублялось серьезной демографической проблемой. Темпы роста экономики отставали от прироста населения, и государство вынуждено было проводить политику строжайшей экономии, что в первую очередь ударяло по малообеспеченным слоям алжирцев. Программа жилищного строительства не выполнялась. В начале 1990-х годов Алжир при населении в 25 млн. человек располагал жилищным фондом около 4 млн. единиц ветхого жилья, что делало его одним из самых перенаселенных государств в мире.

Демографический взрыв (с 1973 по 1989 годы население Алжира увеличилось практически вдвое, с 15 миллионов человек) вытолкнул детей крестьян в города и пригороды. Но и здесь они оказались в трудных условиях: в целом без работы оставалось до 22 проц. трудоспособного населения страны. Даже наличие хорошего образования не гарантировало получения престижной и высокооплачиваемой работы.

Социальная напряженность обострилась и 4 октября 1988 года вспыхнули народные волнения. Алжирские подростки и студенты нападали на автобусы государственных компаний и здания общественных организаций. Атакам подверглись символы роскоши и процветания – шикарные автомобили чиновников и великолепные магазины коммерческого центра «Сады победы», где любила проводить время алжирская «золотая молодежь».

Силы правопорядка отреагировали мгновенно. Однако при разгоне демонстраций погибли сотни человек. Многолюдные похоронные процессии в Алжире, как это было и в предреволюционном Иране, совершенно сознательно превратились в акции по разжиганию социальной ненависти. Впрочем, предоставленная сама себе бедная городская молодежь была неспособна самостоятельно сформулировать политические или экономические требования. В этих условиях и проявило себя политизированное религиозное движение, которое увидело в социальном взрыве уникальную возможность для укрепления своих позиций. Вызывающе грандиозные похороны жертв столкновений с полицией стали по сути демонстрацией растущей силы так называемых исламистов. Вечером 10 октября президент Шадли объявил о начале реформ и провел переговоры с популярными в народе религиозными деятелями – Али Бенхаджем, который впоследствии станет одним из основателей ИФС, и Махфудом Нахнахом, представлявшим в Алжире организацию «Братья-мусульмане». Волнения тут же пошли на убыль, а в феврале 1989 года была принята новая конституция страны, предусматривающая строительство многопартийной политической системы.

Начиная перестройку под лозунгами демократизации, алжирская военно-политическая элита надеялась вернуть популярность ФНО и получить поддержку части общества. Это позволило бы, с одной стороны, активно интриговать и создавать различные межпартийные коалиции с участием националистов, исламистов, левых сил и берберов (национальное меньшинство Алжира), а с другой – сохранить основы системы, созданной в 1962 году. Однако процесс либерализации практически тотчас вышел из-под контроля алжирских властей. В марте 1989 года появился Исламский фронт спасения, основатели которого представляли самые разные течения от сторонников вооруженной борьбы, таких как Бенхадж, до бывших членов ФНО, как, например, профессор Аббаси Мадани. Всего за полгода в Алжире было создано 7350 политических объединений. Они преследовали самые разные цели и задачи. К примеру, некоторые партии, стоявшие на светских принципах, имели региональную и этническую основу, как, например, берберский Фронт социалистических сил, или опирались на узкую прослойку франкоязычных средних классов, как Объединение за культуру и демократию.

Поскольку все политические организации и партии получили беспрепятственный доступ к СМИ, в Алжире наблюдался новый взрыв политической активности населения. Стали подниматься и обсуждаться прежде запрещенные темы, в том числе религиозные и национальные вопросы. В преддверии местных и общенациональных выборов, которые должны были впервые пройти на многопартийной основе, лидеры политических организаций нередко использовали громкие заявления и популистские методы, чтобы привлечь к себе внимание потенциального электората.

Между тем среди более чем полсотни зарегистрированных политических партий лишь ИФС мог заручиться массовой поддержкой. Именно религиозные вожди сумели найти нужные слова для всех слоев населения. Скромный 33-летний учитель Али Бенхадж объезжал бедные городские районы на мопеде и яростно бичевал действующие власти за коррупцию, неспособность провести необходимые социально-экономические реформы и клановость. Так как военно-политическую элиту страны составляли выходцы из трех городов арабоязычного востока страны – Батны, Тебесса и Сук Ахрас, то это обстоятельство дополнительно вызывало серьезное раздражение у представителей западных и центральных областей, а также берберов.

В свою очередь, Аббаси Мадани – университетский преподаватель в годах, выглядевший словно респектабельный политик, умел разговаривать со средним классом и младшими офицерами. Дорогой «мерседес» бывшего члена ФНО часто можно было увидеть в городских кварталах столицы, где проживали обеспеченные алжирцы. Им Мадани объяснял, что хочет «исламизировать режим», то есть очистить его от негативных явлений коррупции и протекционизма, но не менять при этом основ социального устройства.

Как бы то ни было, на первых порах в общественном сознании ИФС удалось зарекомендовать себя в качестве единственной альтернативы старому режиму. Еще больше его популярность выросла после землетрясения в Алжире осенью 1989 года. Пока государственные службы приходили в себя, врачи и спасатели, приезжавшие на машинах «скорой помощи» с эмблемой Исламского фронта, вовсю трудились на завалах. По сути это был откровенный вызов государству и его институтам, которым продемонстрировали их неповоротливость и неэффективность. Любопытно, что данный метод взяли на свое вооружение многие религиозные организации Ближнего Востока. Так, в октябре 1992 года подобное стихийное бедствие произошло в Каире, и раньше государственных служб на место трагедии прибыли члены «Джамаат исламийя» и «Братьев-мусульман». Палестинская организация ХАМАС в 2005 году победила на парламентских выборах во многом тоже благодаря тому, что коррупционному режиму светского движения ФАТХ палестинцы предпочли религиозную ХАМАС, которая на деньги иностранных спонсоров строила больницы и школы для бедных, помогала студентам и вдовам, чьи мужья погибли во время джихада.

С целью привлечения к себе сторонников религиозная оппозиция во многих странах дублирует или полностью заменяет собой деятельность светских властей. Опыт палестинской ХАМАС, ливанской организации «Хезболлах», с ее развитой социальной инфраструктурой, включающей детские сады, египетских «Братьев-мусульман» и многих других, показывает, что религиозные лозунги равенства и справедливости легко использовать в политической борьбе в странах с неблагополучной социально-экономической ситуацией. Стоит ли удивляться, что на выборах в местные органы власти в июне 1990 года алжирский ИФС одержал уверенную победу и взял под свой контроль большинство муниципалитетов и районных коммун по всей стране. Новыми главами городов и районов стали представители религиозной интеллигенции и их сторонники. Придя к власти, они первым делом увеличили размеры пособий нуждающимся и всеми силами показывали, что политика новых местных властей будет в корне отличаться от прежних.

Безусловно, речь не шла о том, что сторонники Исламского фронта сотворили экономическое чудо в стране, переживающей серьезный экономический кризис. Злые языки уверяют, что средства на благотворительные программы алжирскому ИФС давали богатые монархии Персидского залива и Иран. Между тем подобная политика пробудила у части алжирского общества, прежде всего неимущей молодежи, интерес к «исламскому государству». Власти Алжира с тревогой наблюдали за усилением позиций религиозной партии и ждали, когда она сделает первую серьезную ошибку. ИФС не заставил себя долго ждать. Уже в своем пилотном еженедельнике «Спаситель» члены Исламского фронта потребовали освободить своих сторонников, обвиненных за экстремизм. Затем во время американской операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе в противовес официальной точке зрения радикальное крыло ИФС поддержало Саддама Хусейна, выступило против властей Алжира и повело наступление на светскую часть общества, которую считало «офранцуженной и прозападной».

В ответ в июне 1991 года армия обрушилась на ИФС. Бенхадж и Мадани были взяты под арест за призывы к мятежу и вооруженному восстанию. Это событие окончательно раскололо сторонников политического ислама на две части – радикалов и умеренных. На голосовании в декабре того же года в тесной связке с властями против Исламского фронта шли умеренные религиозные организации партия «Ан-Нахда» («Возрождение») и движение ХАМАС. За них отдали свой голос религиозная интеллигенция и буржуазия, обеспокоенные кризисной ситуацией в стране.

На парламентских выборах ИФС хотя и потерял более миллиона голосов из трех миллионов своих сторонников, но все же сумел завоевать почти половину парламентских мест. Это была последняя его политическая победа. После начала гражданской войны в Алжире ИФС оказался под запретом. Остальные религиозные партии в соответствии с новым законодательством сменили названия и не могут больше использовать исламские лозунги в политической борьбе. Тем не менее бывшие «Ан-Нахда» и ХАМАС тесно интегрированы в современную политическую систему Алжира и играют в ней важную роль.

Понятно, что появление умеренных религиозных партий в системе власти Алжира стало платой за прекращение братоубийственной гражданской войны. Очевидно и то, что вооруженный конфликт не был следствием перехода североафриканского государства от социализма к нынешней рыночной экономике. Он стал высокой и страшной ценой за поспешную общественно-политическую либерализацию Алжира, предпринятую президентом Бенджедидом и его окружением в 1989 году. Они наивно полагали, что смогут удержать процесс и сохранить режим, но быстро упустили все из своих рук. Власти искренне верили в свою способность справиться с экономическим, социально-политическим и демографическим кризисом, но расхлебывать заваренную ими кашу пришлось обществу и армии. Именно военное руководство впоследствии все же смогло найти аргументы и для светской части страны, и для религиозной, чтобы остановить кровопролитие и вернуть страну на демократический путь развития.

Алжирский урок помимо прочего заключается в том, что каждые из общественных кругов преследуют прежде всего свои цели – религиозные, этнические, региональные или классовые, но какова бы ни была ситуация, прежде всего исходить нужно из интересов всего общества и государства в целом. И это принципиальный вопрос. Опыт Алжира показывает, что «растлевает» не только власть, но и способы борьбы за нее. Именно поэтому ИФС и их сторонники, с одной стороны, армия и поддержавшие ее народные ополчения – с другой, демонстрировали готовность к самым радикальным и решительным мерам в вооруженном конфликте. Алжирская перестройка, впрочем, как и советская, показывает, что нельзя идти на заведомые социально-экономические или политические реформы и преобразования просто ради этих реформ и преобразований. В любой стране всегда существуют различные сложные моменты и сопряженные с ними риски, а стремительная демократизация, увы, не является универсальным средством для решения всех кризисных ситуаций. К сожалению, Алжир и некоторые постсоветские страны, например, прошедший через гражданскую войну Таджикистан, этот урок учили не на чужом, а на собственном примере.

Тэги:


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
14.12.2010   Игры у моря


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"