ВЫСТАВКИ: Отрываясь от прошлого
В галерее «Тенгри-Умай» прошла выставка Алмагуль Менлибаевой Exodus, или, по-нашему, «Исход».
А. Ассонова
А. Ассонова
|
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №6 (6) 2009
Событие для казахстанской арт-среды интересное, так как художница, проживающая в Европе, выставляется на родине очень редко. Алмагуль возглавляет список самых востребованных казахстанских художников в сети Интернет. Несмотря на европейскую прописку, Алмагуль Менлибаева может быть названа в первых числах отечественных художников контемпорари-арт (в 1988–1994 годах она входила в группу «Зеленый треугольник», в ее составе участвовала в первых выставках андеграунда в Алматы), а ее провокационные работы выставляются на международных художественных форумах непременно от нашей страны. Все творчество Алмагуль так или иначе затрагивает центральноазиатскую тематику, а вдохновение она ищет в тонкостях кочевой культуры. «Я представляю течение «панкромантический шаманизм», где древние традиции и мистические законы казахского искусства совмещаются с раскованными поисками панков, которые, конечно, знают о трансавангарде, но не хотят вплетаться в какое-либо направление, а, используя свой индивидуальный опыт, делают только то, что им интересно», – рассказывает о себе художница.
Название выставки Exodus происходит от одноименного фильма, представленного в этом году на Венецианской биеннале, и отсылает к Библии – к исходу древних евреев из Египта. В контексте выставки, а это несколько работ и видеоарт, исход подразумевает прощание с культурными традициями. Культурный исход – это то, что, по мнению автора, в последние двадцать лет происходит в нашей стране, в период глобализации и экономических изменений. «Ничто так не меняет традиции, как экономика. Сейчас происходит культурный исход всех самобытных народов, в том числе и казахов», – считает Алмагуль.
На фотографиях и в видео представлены образы нашего времени, образы женщин и детей. Постановочные кадры перемежаются с документальными: так, сцена сворачивания юрты и массового «исхода», где множество людей и машин движутся от нас по степи, задокументировала настоящие события. В видеоарте «смешались» пери, постсоветские руины, отсылки к Библии, тенгрианские мотивы и номадический быт. Кстати, пери взялись в творчестве Менлибаевой не случайно – она давно работает над «имиджем казахстанской женщины за рубежом». Образ получается мистическим, поэтому Алмагуль широко использует мифологию, а женщины в ее работах – таинственные пери, полуженщины-полуживотные.
Алмагуль избрала свой язык повествования, не практикующийся широко в среде современных художников. Ее видео не злоупотребляет документальностью, а, напротив, приближается к кино, а может, даже живописи, с ее повествовательностью и откровенной образностью. Алмагуль исследует ту грань, тонкую прослойку индивидуального пространства каждого между глобальной цивилизацией, куда мы все идем, и локальными традициями. При этом художница осуждает ту крайность, в которую впадают многие, пытаясь «спасти» обряды предков и обрести национальную самоидентификацию. Сама же Алмагуль в этом видео себе отводит двоякую роль – и девочки, остающейся в степи вместе с пери, и взрослой, которая совершает «культурный исход».
|
|
Тэги: картина, выставка, культура
Оценка: 0.00 (голосов: 0)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|