Турецкий марш
В последние годы Турция активно соперничает с Россией за звание самой любимой страны для казахстанцев. И дело не только в исторических связях жителей нашей страны с обеими этими странами, и не только в вопросах геополитики, где мы с ними являемся партнерами и союзниками, и не только в экономике, где наши связи поддерживаются многочисленными «челночниками» и турецкими строителями. Турция и Россия – это практически единственные из крупных стран, приближенных к Европе, куда мы можем свободно ездить без виз, и при этом чувствовать себя более или менее комфортно, а ощущение комфорта современного человека тесно связано с его правом на свободу передвижения по миру
Б. Абдулин
Б. Абдулин
Б. Абдулин
Б. Абдулин
|
Автор: Булат Абдулин
Локация: Турция – Алматы
Номер: №9 (9) 2009
Мы привыкли относиться к Турции как стране, где мы массово отдыхаем и где наши «челноки» совершают свои закупки. Еще Турция для нас – это место, откуда родом многочисленные турецкие строители, новый стиль в исламской архитектуре. Кроме того, мы помним, что в Турции всегда с переменным успехом идет борьба между сторонниками светского и исламского путей развития, что в ближайшее время будет для нас весьма актуальным. Мы хорошо знаем имя Мустафы Кемаля Ататюрка – политика, создавшего на руинах Османской империи новое государство с сильной армией, которая жестко регулирует место религии в жизни общества. 10 ноября вся Турция будет отмечать его память. В общем, эта страна для нас интересна с разных точек зрения, она по-своему незримо влияет на нашу жизнь.
Например, вновь приобретенная привычка некоторых казахских женщин носить платки явно пришла к нам из Турции, новые мечети с минаретами по краям в Астане и основных городах это также турецкая архитектурная традиция. Она совсем не похожа на обычную среднеазиатскую исламскую архитектуру, классическим примером которой является мавзолей Ходжа Ахмета Яссави. Стиль строить минареты по углам основного здания мечети возник в годы исламских завоеваний христианских земель. Тогда церкви по всему Ближнему Востоку массово перестраивались в мечети, с них сносились кресты, закрашивались фрески и строились минареты. Классический пример – Айя-София, бывший Софийский собор, главная церковь Византийской империи. В Средней Азии архитектура развивалась по другим канонам, и соответственно мечети здесь были другие. Но все меняется, стили архитектуры, каноны общественного устройства, на которые мы стараемся ориентироваться, и даже наши общие жизненные приоритеты. Кто бы мог сказать двадцать лет назад, что Турция заменит продвинутой казахстанской публике Крым и Кавказ и даже вечный Иссык-Куль, что эта страна станет для нас воротами на Запад, в Европу, и мы будем учиться на ее достижениях и ошибках. И на этом пути Турция серьезно потеснит нашего старого патрона Россию.
Турция неофициально соперничает с Россией и еще по одному очень интересному для нас вопросу: кто из них выступает в роли «старшего брата» для Казахстана и всех остальных государств Центральной Азии. Сами мы относимся к этому с легкой иронией, вряд ли Казахстан нуждается сегодня в таком брате. Однако негласное соперничество за влияние между двумя бывшими империями, которые до сих пор переживают свое падение и страдают от связанного с этим унижения, нам только на руку. Довольно уверенный Казахстан прекрасно себя чувствует между слегка комплексующими по поводу своего статуса Москвой и Анкарой, которые вынуждены с ним считаться, которые обязаны с ним заигрывать.
Турецкие сезоны
Особенно хороша Турция поздней осенью, когда уже нет толп туристов, но еще не холодно и не сыро, а редкие осенние грозы над морем поразительно красивы. И именно осенью, когда нет буйства летних красок, густо приправленных мишурой индустрии массового туризма, хорошо заметна вечная печаль этой древней земли. Эта печаль заметна во всем, в слегка покосившихся деревянных домиках на старых улицах Стамбула, в руинах древних храмов по всей территории страны, оставшихся от прежних могучих цивилизаций, в потускневшем лоске имперских зданий и строений.
Но самая главная печаль – в глазах местных жителей, которые являются наследниками всех народов, когда-то живших на берегах Эгейского и Черного морей, и тех, кто веками стремился сюда, к этим берегам в поисках удачи или добычи. Слишком густой суп варился здесь веками, и сегодня в стамбульской толпе вы можете наблюдать кавказский тип лица вперемежку со средне- и ближневосточным, иногда встречаются славянские и вполне европейские лица. Видно, что среди них много потомков бывших солдат и рабов Османской империи, высланных с Кавказа горцев, бывших христиан, греков, сирийцев, армян. Они уже почти стали единым народом в духе европейского понимания государства-нации, как того и хотел Ататюрк, если не считать, конечно, всем недовольных курдов, но природу не обманешь – лица говорят сами за себя.
Турки потеряли свою империю примерно тогда же, когда и Россия, после Первой мировой войны. Но Российская империя получила отсрочку, возродившись в виде СССР, а турки впали в состояние меланхолии и вечной тоски по потерянному величию. Ататюрк дал им надежду, но их местоположение между Востоком и Западом, между исламом и светским образом жизни, а также на руинах прежней греко-христианской цивилизации усиливало ощущение двойственности происходящего.
Знаменитый турецкий писатель Орхан Памук в своем романе «Стамбул» называл это состояние хюзюн, от арабского слова «печаль». Он писал, что, в отличие от меланхолии, обычно свойственной одинокому западному человеку, хюзюн – это явление общественное, это атмосфера печали и даже связанная с ней культура, в которой живут миллионы людей на протяжении последних почти ста лет. Памук связывал это с тем, что осколки былого имперского величия можно встретить на каждом углу и они вселяют тоску в целые поколения, что находит отражение в музыке, танце, культуре вообще. Самая пронзительная часть написанной им истории про Стамбул это медленный упадок на грани угасания старой имперской элиты, проводившей дни в ветшающих особняках, где холодными вечерами топилась только одна комната.
Турция обречена находиться между двумя мирами, между желанием быть в Европе и нежеланием Европы видеть ее своей частью. Можно еще добавить тайную тоску по потерянной империи, которую нынешняя турецкая элита стремится подменить лидерством в тюркоязычном мире. Характерно, что это определение на русском языке используется в отношении тех, кто говорит на тюркских языках, но по-турецки оно будет звучать как турецкоговорящие страны. Разница здесь вполне очевидна.
А еще Турция все время вынуждена бороться за историческое прошлое со своими христианскими соседями с востока и запада, в первую очередь греками и армянами. В этой борьбе ни одна из сторон не хочет уступать друг другу, слишком сложная у них была история взаимоотношений. Греки до сих пор называют Стамбул Константинополем, а турки на своих исторических картах именуют его более нейтральным названием Византий. В то же время вопрос о признании или непризнании геноцида армян 1915 года всегда будет отравлять отношения этих двух соседних народов.
Но надо отдать должное туркам, экономически они побеждают своих не слишком дружелюбно настроенных к ним соседей. Все-таки сервис в Турции гораздо лучше, чем в Греции, и здесь явно больше туристов. А по уровню привлекательности для массы «челноков» и тех, кто едет их обслуживать, туркам вообще нет равных в бассейнах Черного и Эгейского морей. В турецких ресторанах и магазинах на работе можно встретить даже армян из Еревана, а уж про украинцев и молдаван и говорить не приходится.
Наверное, правы те экономисты, которые говорят: для того чтобы человек мог мобилизовать свои силы, нужно, чтобы он оказался в трудных обстоятельствах. Шок и понимание, что никто вам в этой жизни не поможет, способны заставить людей делать невероятные вещи. Возможно, что к нашим дням турки все же смогли справиться с последствиями разрушительного удара по их мироощущению, который они получили в 1920-х годах после падения своей империи. Наверное, тоска по прошлому не прошла до сих пор, полуразрушенных зданий все также много, руины никуда не делись, но время все лечит, а немножко меланхолии, или хюзюна, никогда не помешает. Кстати, современной России в этом смысле сложнее, ее империя пала совсем недавно, тоска по прошлому величию осталась и нужно время, чтобы все прошло как сон, чтобы руины не мешали реалиям сегодняшнего дня.
Турецкие города осенью прекрасны. Дома, в наших умеренных широтах, уже холодно, идут дожди, а здесь все еще светит солнце и море, которого всегда не хватает. Можно понять тех тюркских кочевников из огузских племен, которые некогда в XI веке примерно из района нынешней Кызылорды направились на запад, к теплому морю. И хотя те воины уже давно растворились среди массы завоеванных ими народов, но они оставили свое имя, язык и что-то неуловимо близкое нашему пониманию мира. Поэтому нам так комфортно в Турции, особенно когда можно вырваться из туристической мишуры и провести несколько дней в свободном полете.
|
|
Тэги: Турция, туризм, история
Оценка: 5.00 (голосов: 2)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|