eng  rus 
 
Театр, пришедший к зрителю
Первый фестиваль уличного театра «Место в гороDе», прошедший в Алматы (а перед этим в Бишкеке) с участием пяти европейских трупп и местных театральных коллективов, продемонстрировал не только здоровую реакцию нашего зрителя на уличные спектакли, но и огромный интерес к подобного рода выступлениям, а также ожидание продолжения праздника в следующем году. Правда, смогут ли участники фестиваля вновь позволить себе приехать за свой счет и выступать без какого бы то ни было материального вознаграждения, остается под вопросом
Французские
М. Золотухин
Французские "Купидоны" навсегда оставили след в сердцах алматинских женщин
Со всей важностью и серьезностью
М. Золотухин
Со всей важностью и серьезностью "Секьюрити" принимались охранять ничего не подозревающих людей
Музыкальная клоунада от обаятельного ансамбля
М. Золотухин
Музыкальная клоунада от обаятельного ансамбля "Кикиристан" собрала больше всего зрителей
Ушастые пришельцы бельгийского театра Outre Rue пытались
М. Золотухин
Ушастые пришельцы бельгийского театра Outre Rue пытались "послушать" все и всех
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №9 (9) 2009

Фестиваль начался с того, что пять европейских театральных трупп – корифеев уличного театра приехали в Киргизию как арт-туристы. Им был интересен наш регион в первую очередь как новая площадка для популяризации уличных представлений. В Европе выступлениями под открытым небом никого не удивишь, а Центрально-Азиатский регион – непаханое поле для любого вида театрального действа, уличного театра в том числе. И, как оказалось, просто клондайк эмоций, положительного заряда, новых впечатлений для зарубежных артистов, которым удивлять пресытившуюся европейскую публику с годами все труднее.

Артисты, приехавшие из Франции, Бельгии, Германии, сразу вышли на молодой бишкекский театр «Место D…», который известен у себя в стране как экспериментирующий коллектив, в том числе имеющий практику уличных выступлений. Знакомство переросло в творческий проект – вместе европейские и киргизские артисты выходили на улицы города и создавали спектакль, вовлекая в него прохожих. Своего апогея представления достигли, когда артисты решили выступать на Ошском рынке, где публика совершенно не подготовлена к подобным экзерсисам. Реакция была ошеломляющей – на актеров смотрели как на спустившихся из космоса инопланетян, боялись прикоснуться, снимали все на мобильные телефоны. Но отрицательных реакций, агрессии со стороны посетителей рынка и продавцов не было. «Одна из миссий этого фестиваля была развеять миф, что публика, прохожие на улице не поймут нас и отнесутся с осуждением, – рассказывает Сергей Лысенко, организатор фестиваля, актер театра-клуба «Место D…». – Мне постоянно задают вопрос: не боимся ли мы выступать на публике, которая не «доросла» до понимания уличного театра, мол, менталитет у нас не тот. Но люди были очень открыты, они активно вмешивались в представления. Результат фестиваля превзошел все наши ожидания. Задумывая его, мы не знали, кто откликнется, но затем все превратилось в большой праздник, когда люди приходили семьями, приводили своих знакомых».

Вероника Насальская, директор театра «АРТиШОК», организатора фестиваля с казахстанской стороны, дополняет: «Наш регион не слишком активно поддерживает движение уличных театров. Почему-то у нас играть на улице считается ниже достоинства артиста. Мы решили изменить эту точку зрения».

Надо сказать, что до Алматы дошли лишь отголоски большого праздника, что прошел в Бишкеке. Организаторы и сами не предполагали, что на их призыв выступить на улицах киргизской столицы откликнется так много коллективов и увлеченных людей. В итоге четыре дня в центре Бишкека прохожих развлекали театральными этюдами, музыкальными номерами, представлениями иллюзионистов и каскадеров. Байкеры, граффитисты, диджеи тоже внесли свой вклад. В эти дни также проходила ярмарка народных ремесел. Для самих бишкекских организаторов было открытием, что, оказывается, в Киргизии так много коллективов, выступающих в разнообразных жанрах. Так что львиная доля представлений в Бишкеке была устроена местными творческими силами. До Алматы добрались лишь любопытствующие иностранцы, организаторы с киргизской стороны и еще две команды, их земляки. Подготовка к фестивалю в южной столице оказалась не очень удачной из-за сжатых сроков – взять хотя бы рекламу, она была доступна лишь на бесплатной площади – в Интернете. Но сыграло свою роль «сарафанное радио» – посмотревшие представления в первый день, на второй звали друзей, знакомых.

Два дня на «Арбате» алматинцев развлекали «купидоны» от организатора фестиваля, французского театра Les Goulus, «пронзающие» прохожих стрелами любви, «Секьюрити» французского театра Albedo – одно из самых смешных представлений, пришельцы с огромными ушами от бельгийского театра Outre Rue, пытающиеся «послушать» все и всех. Актеры германского Teatre Rue Pietonne с постановкой «Трубы» тоже заигрывали с прохожими, пытаясь «засосать» в себя личные вещи зрителей или даже их самих. Самым шумным, веселым и многочисленным по зрительской аудитории оказалось выступление французского коллектива музыкантов-клоунов La Fanfare Du Kikiristan, играющих зажигательный микс из восточноевропейских мелодий, очень сильно напоминающих музыку из кинофильмов Кустурицы. А киргизская студия M’ART представляла спектакль «Животные» в садо-мазохистских тонах.

К европейским и киргизским труппам присоединился известный алматинский мим Сергей Червяков. Его живые статуи знакомы практически всем горожанам, но помимо этого номера на фестивале Червяков со товарищи представили еще и другие перфомансы, как, например, заигрывающего со всеми прохожими огромного клоуна или шагающего на ходулях белого призрака.

Очень жаль, что до алматинского «Арбата» не добрались киргизский уличный театр на батуте, постановка «Маленький принц» с настоящей драматургией и другие. Не показали в южной столице постановку «Птицы» театра «АРТиШОК», которая прошла в Бишкеке как полноценное драматическое представление. Вскоре алматинская труппа с этим перфомансом отправится на известный фестиваль исполнительских искусств High Fest в Ереване.

Но и в том составе артистов, в каком прошли два фестивальных дня, впечатлений на алматинского зрителя было произведено немало. Кстати, участники фестиваля единодушно заметили, что алматинская публика более подготовлена к подобного рода представлениям, чем бишкекская. «Определенно между казахстанским и киргизским зрителем есть разница, – рассказывает Сергей Лысенко. – Во время моего номера «Мо Нумент», где я изображаю оживший мраморный бюст неизвестного киргизского деятеля, и общаюсь со зрителями только посредством мимики, алматинцы стали подкладывать на мой «монумент» по 200, 500 тенге, кто-то приносил даже доллары, российские рубли. Меня это очень удивило, потому что в Бишкеке такое невозможно, а у вас народ может подбросить деньжат артистам на улице. И, кстати, это дало моему номеру совершенно новый импульс, неожиданный даже для меня самого».

Среди всех фестивальных выступлений, которые носили развлекательный характер, особняком стояло продолжительное представление «Никто не забыт» от бишкекского театра «Место D…». Это зарисовка на тему Великой Отечественной войны. Собственно сюжет всего действа строится на том, что двое бойцов вытаскивают своего раненого товарища с поля боя. Естественно, что из-за темы, поднимаемой в представлении, оно получилось очень серьезным, без тени иронии. Выступать артисты решили в парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев, пройдя-проползя по всем аллеям, и закончив свое представление возле Вечного огня. Средь бела дня подобная трагическая история смотрелась отрезвляюще. Участники представления рассказывают, что в последнее время День Победы совершенно обесценился. Этот спектакль был задуман в Бишкеке на 9 Мая целенаправленно, чтобы человек, прохожий остановился и задумался хотя бы на минуту. Сергей Лысенко рассказывает, как их постановка «Никто не забыт» проходила на фестивале уличных театров в Словении: «Посреди огромного праздника, где на небольшом пятачке происходит куча событий, вдруг мы начали наш спектакль, построенный в жанре психологического театра, одетые в военную форму, перепачканные кровью. Европейская публика была совершенно к этому не готова, во-первых, потому что никто среди всеобщего веселья не ожидал трагической постановки, во-вторых, потому что тему Второй мировой войны европейцы стараются обходить. Но свои 60 минут шокированных европейских взглядов мы получили».

Конечно, были и такие отзывы о фестивале, что, мол, не дотягивает он до европейского уровня, что развлекательные постановки доминировали над чем-то более серьезным, драматическим. Однако стоит повториться, что фестиваль прошел только благодаря энтузиазму и поиску новых площадок для творчества уличных европейских актеров, приехавших в Казахстан и Киргизию за свой счет. То, что материальная сторона вопроса интересовала артистов не сильно, стало понятно по одному моменту – вечером у коллектива «Кикиристан» был запланирован концерт в гламурном алматинском баре, купить входной билет могли себе позволить не все желающие, толпившиеся возле входа в бар. Музыканты, обратив на это внимание, устроили импровизированный концерт для всех не попавших внутрь прямо на улице, не желая обидеть своего внимательного слушателя. Что и говорить, подобной преданности искусству без коммерческой выгоды от казахстанских артистов мы не видели давно. И при таком раскладе прошедший фестиваль уличных театров может стать не только первым, но и единственным. Пока какие-нибудь очередные европейские «чудаки» не решат вновь совершить вылазку в Центрально-Азиатский регион и удивить местного зрителя.

Тэги: культура, театр, АРТиШОК


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
29.12.2009   Проба пера


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"