В поисках себя
После четырехлетнего «долгостроя» «Мустафы Шокая» и затяжного на стадии постпродакшна «Прыжка афалины» «Казахфильм» наконец-то выпускает новый не менее долгожданный фильм «Секер». Кинолента режиссера Сабита Курманбекова сильно отличается от всего, что снималось в Казахстане в последние годы.
|
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №9 (9) 2009
Это не историческая эпопея, не боевик, не социальная драма, а тихое семейное кино, настолько «безобидное» и трогательное по нынешним временам, что найти свою аудиторию ему будет не легче, чем какому-нибудь артхаусному «шедевру».
Секер – так зовут главную героиню, девочку 12 лет – с рождения воспитывали как мальчика (отец очень хотел сына), она и выросла настоящим пацаном, не пугавшимся ни драк с мальчишками, ни участия в байге на скаковом жеребце, ни тяжелой работы по хозяйству (действие картины происходит в современном горном ауле). Вот только на пороге тринадцатилетия самосознание зашло в тупик: кем считать себя – девочкой или мальчиком, как дальше вести себя в обществе. С родителями, которых вполне устраивало, что их дочь справляется со всеми мужскими функциями в семье, решения можно было бы и не дождаться, ответы пришли вместе с появлением ветеринара (в исполнении российской актрисы Ирины Гриневой), приехавшей в аул проводить вакцинацию скота. Красивая молодая женщина посвятила Секер в плюсы бытия девушкой: и красивые вещи можно носить, и ухаживания противоположного пола принимать. Но конечное решение осталось за самой пацанкой – расставаться с прежним образом жизни уж очень не хотелось.
Говорят, что подобные «подмены» в самом деле происходили в аулах. Режиссер взял в основу сценария реальную историю своей родственницы, ее, правда, до сих пор, несмотря на почтенный возраст, некоторые называют дядей. Только история Секер менее абсурдна (какой смысл идти наперекор природе?).
Сабит Курманбеков – очевидно, приверженец старой добротной киношколы. Действие в картине протекает очень выверенно, кадры, порой с дивными операторскими находками, сменяют друг друга академично, согласно смысловой и эстетической концепции. А слегка наивный, без тени намека на современные молодежные комедии, сюжет фильма отсылает к лучшей советской киноклассике о детях – «Каникулы Петрова и Васечкина», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Чучело», «Сто дней после детства» и другим. «Секер» похож на них именно по структуре, по форме, но драматургией недотягивает. И хотя воспитанница интерната Аяулым Ахметбекова справляется с ролью Секер не хуже советских «звездных» детей, ощущения детской драмы не получается – все очень легко и гомеопатически. Возможно, что выбранным сценарием режиссер сам себя загнал в угол. Тема девочек как мальчиков и мальчиков как девочек популярна сейчас как никогда. Но Сабит Курманбеков создавал детский фильм о странной традиции, существовавшей в казахском ауле. Фильм-то без времени, без привязки к актуальным «тенденциям» общества. Боязнь быть неправильно понятым присутствовала, из-за этого в фильм даже не вошли некоторые эпизоды из сценария, например, как в Секер влюбляется мальчик, узнавший, что она на самом деле девочка. Режиссер признается, что вынужден был пожертвовать этой любовной линией. В общем, детское кино – ныне трудный жанр: и дети уже не те, и любая тема может быть предельно опошлена. Остается – классика.
|
|
Тэги: кино, Казахфильм, культура
Оценка: 0.00 (голосов: 0)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|