eng  rus 
 
Нарисуем – будем жить?
С момента создания первого казахстанского мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками?» Амена Хайдарова прошло 42 года. За это время местная мультипликация не создала какого бы то ни было выдающегося или бывшего на слуху произведения. В ближайшее время в анимационный сектор студии «Казахфильм» планируется вложить немалые средства. Сможет ли после этого казахстанская анимация выйти на новый качественный уровень или по-прежнему анимационные герои будут бороться за право на существование лишь на частных студиях художников-энтузиастов?
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №3 (3) 2009

Казахстанские мультфильмы – еще более редкое явление в нашей жизни, чем казахстанское кино. В советское время местным аниматорам, получившим образование у московских корифеев, удавалось создавать добротные мультфильмы. За год выходило один-два полнометражных или шесть-семь короткометражных мультфильмов. Но с распадом СССР «необходимость» в создании мультиков как бы перестала существовать. Штат художников на студии сократили до минимума, а производство фильмов практически прекратилось. Лишь после 2000 года здесь появились первые признаки жизни. С величайшими усилиями были выпущены первые две короткометражки. Пришлось возвращать творческие силы. За годы перемен многие аниматоры попросту ушли из профессии, вынужденные зарабатывать чем-то другим. К 2007 году студии удалось довести производство анимационных фильмов с двух до четырех. 2008 год, можно сказать, выпал из процесса, удалось выпустить лишь один мультфильм. Только в нынешнем году началась государственная поддержка анимации. Выделены существенные средства на приобретение необходимой техники. Но пока нет специалистов, которые умели бы владеть новыми компьютерами, стоимостью по 8–10 тысяч долларов, и программами, способными творить компьютерные чудеса. Поэтому три короткометражки, запущенные «Казахфильмом», создаются на других студиях: две фольклорные темы «Баран и Козел», «Простак и Разбойник» осваивает шымкентская студия «Жебе», третью – с рабочим названием «Сайгак» – творческий коллектив Animation-Pro под руководством Рамиля Усманова. 

Собственными силами «Казахфильм» будет стараться выпустить полнометражную мультипликационную картину «Ер-Тостик» по сценарию Амена Хайдарова и Лейлы Ахинжановой. На будущий год ожидается запуск и первого казахстанского мультсериала. Студия проводила конкурс сценариев, для сериала был выбран сюжет «Аширхан и Темиржанчики». Творческая группа формируется из свободных художников-аниматоров. Желательно, конечно, иметь устоявшуюся команду, определенный костяк единомышленников, где все строится на взаимопонимании, на одних творческих установках. Когда казахстанский зритель сможет увидеть творение казахстанских аниматоров, неизвестно, ведь на создание полнометражного мультфильма уходит не меньше двух-трех лет. Это при налаженном творческом процессе. Да и бюджет составляет минимум от двух до в среднем 12 миллионов долларов.

Кадровую базу в анимационном объединении «Казахфильма» планируют расширить до ста человек. Непонятно, какими резервами можно будет собрать на студии такое количество аниматоров. Единственный алматинский вуз, готовящий специалистов в области анимации, – Академия искусств им. Жургенова выпускает всего восемь человек в год. В большем количестве и потребности-то не было. И то, как правило, выпускники уходили работать в иные сферы. Конечно, и самим «Казахфильмом» планируется вести подготовку специалистов, повышение квалификации в московских, американских учебных заведениях, но, как говорится, дело это неблагодарное. Руководитель московской анимационной студии «Пилот» в одном интервью рассказывал, что, сколько бы их собственными силами ни проводились курсы аниматоров, удержать затем новоиспеченных специалистов в своем коллективе не удавалось – западные заработки и перспективы переманивали всех.

К слову, практически все частные казахстанские анимационные студии были основаны людьми, не имевшими к мультипликации никакого отношения, а столкнувшимися с ней только благодаря своей рекламной или телевизионной деятельности. И до сих пор основными заказами частных студий остаются рекламные ролики, музыкальные клипы, анимационные вставки в фильмы, а на прибыль создается анимация. Собственно на творчество остается совсем немного времени, а жаль, потому что из-под карандаша независимых художников выходят действительно интересные работы. Например, мультфильмы «Дед, лиса и великан», «Алмаз», «Слон», «Му-Му» студии Azia Animation, «Охота» Рамиля Усманова, получившая специальный диплом на Загребском кинофестивале. Интересные работы создаются и на шымкентских студиях, где удивительным образом независимо друг от друга появилось несколько студий.

«На мультипликации заработать очень сложно, – рассказывает директор шымкентской студии «Анимастер» Максут Жаримбетов. – Мультфильмы ведь не делаются в одиночку, это сложный технологический процесс, поэтому и бюджеты в анимации так велики. Например, 25-минутный flash-мультфильм на нашей студии был сделан за 40 тысяч долларов. Это не большая цена, некоторые заказчики торгуются порой из-за 500 долларов, не понимая, сколько трудозатрат требует создание мультфильма, даже продолжительностью пять минут. Принцип «чем больше объема, тем дешевле» здесь не работает». На студии «Анимастер» были созданы мультфильмы «Алдар-Косе», «Сага о сайге» и «Сага о сайге-2» от Seimar Social Found, сериал «Детская конституция» – о правах детей, заказанный посольством США. От телепроката создатели отказались – за один показ на местном телевидении просили полмиллиона тенге. Дистрибуции мультфильмов в Казахстане тоже нет. Хотя мультипликаторы готовы показывать свои творения бесплатно, где угодно, лишь бы они доходили до зрителя. Единственный на данный момент способ показать свои «ожившие рисунки» – выпуск DVD. «Алдар-Косе» и «Сага о сайге» вышли в серии «Сказки казахской степи» на DVD-носителях, но и с этого предприятия шымкентские мультипликаторы не получат своих процентов – сборы пойдут на благотворительные цели. Максут рассказал, что сам купил диск в магазине, чтобы внести свой вклад в благое дело. Что же касается продаж, то спустя месяц из 1000 выпущенных дисков было продано 300.

Вообще на развитом анимационном рынке основной доход студия или предприниматель получает не от проката или продажи права на показ определенного мультика, а от комплексной мультипликационной индустрии, которая включает в себя все, связанное с героями мультфильма. Это использование персонажей в рекламных роликах, в производстве наклеек и канцелярских товаров, в создании одежды, комиксов и детских книг и, конечно, в игрушечной промышленности. Голливудский аниматор, создавая образ, помнит, что персонаж должен хорошо смотреться в виде игрушки. В России первый такой эксперимент был проведен компанией по производству игрушек «Элизиум», выпустившей полнометражный мультфильм о медвежонке Эльке. Изображения главного героя присутствовали на детских вещах, шоколадных яйцах, напитках, игрушках и даже паззлах. Но задумка провалилась. На народного героя Элька не потянул. Вообще, предпринимателей, собирающихся инвестировать деньги в анимацию, останавливает то, что прибыль приходит не сразу. А 2009 год, как считают в России, и вовсе станет «разрушительным» для анимации.

Руководители студии «Казахфильм» опасаются не столько экономического кризиса, как кризиса идей. Никто из начальников, да и творцов, на данный момент не имеет четкого представления о том, какими должны быть новые казахстанские мультфильмы, о чем рассказывать и на какую аудиторию ориентироваться. В мире существуют две ведущие анимационные школы, которым следуют остальные, – японская и американская. Японцы научились делать быстро и много, американцы, имея огромные деньги и большие творческие коллективы, – не спеша, основательно и высокого качества. Первый путь нам не доступен по менталитету, второй – по возможностям. Скорее всего, придется выбирать нечто среднее.

Что касается содержания, то упор пока делается на фольклор. В первую очередь запускается проект «Казахские сказки». На регулярных заседаниях клуба «Территория кино», что проходит на «Казахфильме», найти ответ, какой бы сценарий был интересен современным казахстанским детям, подросткам, да и взрослой аудитории, не могут, критикуя лишь западные образцы и утверждая, что наши мультфильмы должны продолжать нести традиции гуманизма и доброты советской мультипликации. Но, вероятно, пример советских мультфильмов тридцатилетней давности и расхожее мнение, что «наша анимация более духовная!», – не самый динамичный путь развития местной мультиндустрии. Когда-то застой в идеях существовал и в японской анимации. Но в начале 1960-х годов мультипликатором Тэдзуки были предложены новые принципы анимации. Это не была новая технология, новый графический стиль, ничего нового в строении сюжета. Просто – «чувство» зрителя. Анимация должна находить отклик в сердце зрителя, захватывать его, вовлекать его сознание в сочувствие и сопереживание, заявил г-н Тэдзуки. Например, мультфильм должен иметь интересный сюжет (желательно, не быть 25-й экранизацией всем известной сказки); содержать персонажей, с которыми зрителю понравится себя скрыто или явно отождествлять, причем это не обязательно должны быть положительные герои; содержать «изюминки», являющиеся визитной карточкой данного произведения и отличающие его от других аналогичных. Вот такие на первый взгляд простые правила, которым, кстати, если разложить по полочкам, соответствуют лучшие образцы советской мультипликации.

В начале лета в Алматы прошел международный анимационный фестиваль «Анифест». Его организаторы попытались не просто показать местным любителям мультфильмов лучшие образцы зарубежной анимации, которая подчас оказывалась неприемлемой для неподготовленного казахстанского зрителя, но и попытаться как-то сплотить людей, которые хотят работать и творить в этой сфере. Организаторами «Анифеста» был проведен «круглый стол», во время которого участники процесса пытались разобраться, в каком же направлении двигаться казахстанской мультипликации. Арт-директор фестиваля Алмаз Кособаев озвучил это так: «Главное – делать продукт, ориентированный не только на Казахстан, но и на весь мир. Не обязательно всем до единого воспевать прошлое в этноконтексте. Есть множество актуальных тем. Мы должны, безусловно, знать историю, но ведь и свои придумывать надо. Главное для аниматоров – понимать, к кому обращено их послание. И быть готовым к конкуренции с качественным зарубежным продуктом. Не уличать в аморальности заморский продукт, не пытаться быть ментором и моралистом. А, как подсказала Сьюзи Уилсон – наша гостья-мультипликатор из Великобритании, – попробовать сделать что-то более интересное и увлекательное».

Несомненно, что кризис, коснувшийся рекламной отрасли, нанесет ущерб частным анимационным студиям. Будет меньше коммерческих заказов – значит станет меньше авторских креативных работ. Возможно, государственная поддержка мультипликационного сектора нужна сейчас как никогда. Вот только на начальном этапе важно понять, что за мультфильмы заложат базу новой казахстанской анимации. Возможен и такой вариант, что бюджетные деньги будут потрачены, а, как и прежде, в DVD-проигрывателе будет крутиться диск с «Ежиком в тумане» Норштейна.

«Золотые» мультики

Из чего складывается стоимость мультфильма, или почему трехминутный ролик может стоить 15 тысяч долларов (из российского опыта):

После разработки идеи и написания сценария (за работу копирайтера надо будет отдать 400–500 долларов, за сценарий 5-минутного мультфильма – уже 700 и т. д.) необходимо создать режиссерский сценарий с раскадровкой. Один кадр раскадровки стоит порядка 10–20 долларов. Из раскадровки собирается аниматик – фактически оживленная раскадровка, позволяющая оценить динамику и логику повествования в будущем мультфильме. Цена аниматика (от 250 долларов) зависит от длительности ролика и сложности сценария. Параллельно с созданием аниматика художник делает эскизы персонажей и фонов. Разработка одного персонажа стоит 100–300 долларов. Цена зависит от сложности поставленной задачи. Создание анимационной части работы и статичной (фоны) – это два абсолютно разных процесса, требующих кардинально разного подхода. Каждый фон – это отдельная авторская работа. Отрисовка одного фона обойдется в 40 долларов. Для создания трехминутного мультфильма потребуется как минимум два аниматора и один художник по фонам и по меньшей мере три недели времени. Процессом руководит режиссер (его работа обойдется примерно в 2000 долларов), он же осуществляет окончательную сборку сцен, подбор и монтаж саундчека. Написание эксклюзивной авторской музыки прибавит к бюджету еще 3–10 долларов за секунду. Если персонажи должны будут что-то еще произносить, то для этого необходимо записать актеров на студии (от 500 долларов). Плюс непроизводственные расходы. Так и получается, что секунда трехминутной анимации будет стоить 80–100 долларов.
 


Тэги: мультфильм, искусство, Казахфильм


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"