Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №1 (14) 2010
Прямого аналога в мировом кино припомнить сложно, хотя, конечно, в фильме присутствуют часто эксплуатируемые шаблоны. В частности, сама завязка фильма – как отошедшего от дел авторитета просят провернуть последнее дельце. Ну это к разговору об оригинальности сюжета. Мы же, казахстанские зрители, пока таких требований к отечественному кино не предъявляем. В конце концов, жанр диктует свои правила, местные кинематографисты – не какой-нибудь там Дэвид Линч, чтобы их нарушать. Наши требования как зрителей к казахстанскому кино просты – чтобы это можно было смотреть, и не было безумно жаль потраченного времени и денег на билет. В случае с «Господином Ка» эта схема работает.
Изначально идея фильма принадлежала Асанали Ашимову. Именно себя он видел в главной роли. «Казахфильм» мэтру отказать не смог. К тому же актера на киноэкранах не видели очень давно, не считая его недавнего появления в многосерийном фильме о столице «Город мечты». Надо сказать, что за 52 года творческой деятельности Ашимова 27 работ в кино не так уж и много. Скажем, у американских актеров возраста Асанали Ашимовича за плечами бывает и восемь десятков киноролей. Конечно, казахстанский мэтр еще играет и ставит в театре им. Ауэзова. Однако можно понять творческую недосказанность актера, неиспользованный потенциал. Оттого, наверное, и возникло желание сделать продолжение «Транссибирского экспресса». Почему Асанали-ага ухватился именно за «Экспресс», вполне понятно. «Конец атамана» 1971 года и его продолжение – «Трассибирский экспресс», снятый в 1978-м Эльдором Уразбаевым, о чекисте Чадьярове вывели Асанали Ашимова в ранг звезд всесоюзного масштаба. Эти фильмы в Советском Союзе посмотрели в общей сложности 58 миллионов зрителей. Сняли в свое время и третью часть эпопеи – «Маньчжурский вариант» – но картина не была успешна, поэтому об этом фильме предпочитают не говорить. Сыграл за свою творческую жизнь Асанали-ага и Чокана Валиханова, и Абулхаир хана, но больше в его карьере фильмов уровня «Экспресса» не было. Поэтому именно от этого успешного опыта и отталкивался мастер. Режиссер Эльдор Уразбаев одобрил идею, но из-за проблем со здоровьем не смог воплотить ее в жизнь. Сменивший его режиссер Хуат Ахметов путем несложных арифметических вычислений посчитал, что главному герою – Чадьярову сейчас было бы уже 120 лет. После восьмикратного переписывания сценария Асанали-ага все же отказался от идеи делать продолжение «Экспресса». Поэтому «Кто вы, господин Ка?» – самостоятельная работа, хотя чем-то этот фильм все же перекликается с кинолентами, сделавшими Ашимова популярным, и там и там главный герой – «троянский конь» в тылу врага, и в первом и во втором случае криминальную банду схватывают спецслужбы.
Но если персона Асанали Ашимова всем известна и достигла такой статусности, когда о ней говорят либо хорошо либо ничего, то режиссер Хуат Ахметов – «темная лошадка» для казахстанского зрителя. Его единственный опыт работы в Казахстане – фильм-притча «Человек-ветер» о старом ангеле, спустившемся в казахский аул. И в российском кино работ совсем не много – детективный сериал «Человек без багажа» и драма «Обнаженная натура». Отчего именно этого режиссера выбрали для постановки фильма-экшн не совсем понятно. Тем не менее выдержать фильм в едином напряжении на протяжении полутора часов ему удается.
К тому сюжету, какой сейчас имеет «Господин Ка», пришли не сразу. Да и начальное название фильма, к которому уже привык слух за два года создания ленты – «Цветочник», тоже пришлось поменять. Когда весь материал был почти отснят, руководство Казахфильма подняло тревогу, что ну не может наш мэтр Асанали-ага играть наркобарона, это обязательно должен быть положительный персонаж. Так из криминального авторитета со своими причудами (разведением цветов), раскаявшегося в своих злодеяниях и решившего напоследок спасти хоть одну душу, главный герой получился бывшим агентом советской разведки, вызволенным из бангкокской тюрьмы и собирающимся встретить старость на родной казахской земле, что ему все время мешают сделать.
Начало фильма, где главного героя освобождают из тайской темницы, снятое то в урбанистических, то в романтических районах Бангкока, великолепно и по видеоряду вполне может составить конкуренцию любой американской криминальной драме. Даже жаль, что из красочных живых планов Бангкока герою приходится переместиться в казахстанские декорации.
72-летний Ашимов предстает в фильме не просто каким-то там советским разведчиком, а настоящим Джеймсом Бондом – заламывает руки бандитам, участвует в погонях, спасает паренька-наркокурьера (прекрасная дебютная роль в кино актера Немецкого театра Филиппа Волошина), вызволяется из плена и напоследок шахматной фигурой убивает главного злодея (российский актер Александр Феклистов). И все это он проделывает с каменным лицом, ни разу не дрогнувшим ни одним мускулом и максимум пятью фразами за фильм. Несмотря на то что господин Ка дает сто очков форы чекисту Чадьярову, настоящим супергероем международного масштаба Ашимову стать так и не дают. В конце создатели фильма нарушают все правила жанра и пускаются в философские, свойственные казахстанскому кино, тяжкие думы о том, что мы все «пылинки» на этой бескрайней казахской земле. В общем, «чистый» экшн не получился.
|