eng  rus 
 
«Терминатор. Да придет спаситель»: переучет
Основная интрига посткамероновоской терминаториады, внесюжетная и даже внепрокатная – присутствие либо неприсутствие Арнольда Шварценеггера в списке исполнителей главных ролей – в нынешнем случае приказала долго жить еще до начала съемок.
Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №3 (3) 2009

Были слухи и даже вроде бы сведения, что железный Арни, сменивший седло «харлея» на кресло губернатора Калифорнии, посещал съемочный павильон, однако ни особого доверия, ни сколько-нибудь заметного ажиотажа они не вызвали. Все прочие интрижки, вроде продажи «терминаторской» франшизы и намерения ее новых владельцев застолбить своим «Спасителем» очередную трилогию, были интересны разве что узкому кругу специалистов и фанатов. В общем, плохо это или хорошо, но кинофраншиза продолжает существовать на новых условиях, из которых наиглавнейшими представляются два: состоявшаяся-таки благодаря губернаторству Шварценеггера полная смена лиц заглавного актерского эшелона и логично обусловленная такой кадровой раздачей смена (или, если угодно, слом) нарративной концепции проекта. Первые два «Терминатора», законченные Джеймсом Камероном в 1984-м и 1991-м, имели своей сюжетной подоплекой, как это ни странно звучит, личностную историю. Одинокая беззащитная женщина, преследуемая неизвестным субчиком с красными глазами — эта нуарная картинка, привидевшаяся Джеймсу Камерону, согласно его же легенде, в гриппозном бреду во время римских съемок «Пираний-2», требовала не только глубокой мотивационной проработки (такой глубокой, что фабульный зачин «уехал» в будущее), но и добротной выделки характеров – как человеческих, так и машинных. Короче говоря, в плане конфликта камероновские «Терминаторы» были сугубо индивидуальные первенства и схватки, которым картины ядерного апокалипсиса служили всего лишь грозным живописным фоном. Худо-бедно сей метод конфликтостроения сохранился и в третьем фильме, снятом Джонатаном Мостоу – связанные обязательствами перед Камероном либо живым участием Шварценеггера, авторы «Восстания машин» также сделали ставку на очные, характерные поединки и противостояния, то есть на те, что вызывают в зрителе наиболее интенсивную, болельщическую, реакцию сопереживания себе по-добным, «нашим». В «Спасителе» все совершенно по-другому. И генеральный, и локальные конфликты тут выстроены исключительно по командному принципу: стенка на стенку. Посему личностные черты заглавных персонажей (и, самое обидное, «наших», так как «не наши» вообще не люди) либо целиком представлены их внешностью и бойцовскими талантами, либо даны так скупо и топорно, что вызывают у зрителя не симпатию, а отторжение, граничащее с насмешкой. Так, следует обладать поистине фантастической сентиментальностью, чтобы за компанию с надеждой всея рода людского Джоном Коннором (Кристиан Бэйл) и его беременной по неизвестной нужде подругой (Брайс Даллас Говард) внимать архивным нотациям покойной Сары Коннор (Линда Гамильтон) и при этом не задерживать дыхание и не закатывать глаза от чувства неловкости. О «не наших» и вовсе нет речи – электронные мозги Скайнета настолько неразвиты, что не в состоянии штатно, по-человечески запрограммировать собственного киборга-убийцу (Сэм Уортингтон, также специальная благодарность героине Бриджит Фонда в «Убийце» и герою Питера Уеллера в «Робокопе) и настолько благодушны, что, идентифицируя среди плененных повстанцев папу Коннора, Кайла Риза (Антон Ельчин), отправляют его почему-то не к праотцам, а в кутузку, откуда выудить своего юного и пока что потенциального родителя многоопытному Джону, ясное дело, не составляет труда. Впрочем, и на этом выигрышном «индустриальном» фоне живые персонажи выигрывают немного. Оно и верно – воевать столь долго можно лишь с более-менее равным тебе соперником. Так что в данном конкретном случае победа гомо сапиенсу присуждается, скорее, чисто техническая. Вымученная. По очкам. Ситуация не то что апокалиптическая, а тупиковая: если человек будущего наконец сравнялся по интеллекту с машиной и борьба за место под солнцем рискует затянуться до бесконечности, то кому-нибудь из участников проекта стоит совершить экскурс в недалекое прошлое, в 1994 год, например, дабы поучиться у однажды засланного в тот год Терминатора, как стать похожим на человека – ну, хотя бы в общих чертах.

Тэги: кино, рецензия


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
22.09.2009   «М + Ж» = ?


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"