Глубинные основы евразийства
Вышедшая недавно в свет книга казахстанского искусствоведа, профессора Гульмиры Шалабаевой «Евразийство сквозь призму изобразительного искусства Казахстана» любопытна не только самобытной теорией «коренной» историко-духовной общности разных народов Евразии.
|
Автор: Антон Яровой
Локация: Алматы
Номер: №13-14 (50-51) 2011
Ее появление отмечено, в частности, тем, что одну из презентаций труда в Европе посещал лично министр культуры Италии Франческо Мария Джиро. Чем же привлекло такое внимание исследование творчества, казалось бы, малоизвестных в той же Италии художников из Казахстана Евгения Сидоркина, Булата Мекебаева, Нелли Бубэ? Может быть, причина в том, что автор выявляет реальные черты глубинного духа евразийства как в картинах казахстанских авторов, так и в творчестве неординарного итальянского мастера Кармине Барбаро? Вообще этот, на первый взгляд, узко специализированный искусствоведческий труд способен заинтриговать весьма далеких от художественной среды людей. Автор на конкретных примерах пытается доказать, что в мировосприятии людей из Европы и Азии лежат одни и те же ментальные основы.
Сама по себе теория, о которой идет речь, не нова. Еще в начале прошлого века об историческом (начиная с эпохи Чингисхана) и духовном единстве народов Евразии писали русские философы Н. Трубецкой, П. Флоренский, Л. Красавин. Эту же идею на уровне глубокого историко-культурного дискурса развил и выдающийся ученый Лев Гумилев. А в конце ХХ века теория о евразийстве как основе взаимодействия народов континента стала востребована уже на политическом уровне. После того как Президент Казахстана Н. Назарбаев заложил ее в основу идеи стратегического евро-азиатского взаимодействия и сотрудничества, на просторах материка появились такие уникальные геополитические объединения, как СВМДА и ШОС. В общем, очевидно, что сам предмет исследования г-жи Шалабаевой представляет для европейских политиков вполне актуальный интерес. Тем более серьезно это выглядит с учетом той непростой социально-политической обстановки, которая сейчас складывается в странах Западной Европы. Интерес к нашей традиционной толерантности, основанной на схожем мировосприятии разных народов, населяющих Казахстан, у европейцев сегодня явно не праздный.
Впрочем, и для нашего азиатского читателя эта книга во многом может стать откровением. Она способна удивить, а в чем-то даже и шокировать. Не всякий стандартно мыслящий индивидуум, живущий здесь (как «европейского» индивидуалистского склада, так и «восточного», основанного на традиционных ценностях общины или коллектива) сможет на веру принять те факты, на которые указывает автор. Кого-то поиски автора вообще застанут врасплох, кого-то – заставят заняться «самокопанием» в хорошем смысле. Конечно, можно соглашаться или не соглашаться с выводами, которые делает профессор Шалабаева. Так или иначе, эти глубинные поиски евразийской идентичности на примере очень непохожих, на первый взгляд, художников и картин заставят читателя задуматься о тех вещах и материях, которые мы обычно интерпретируем скорее на подсознательном уровне, чем на уровне каких-то предметных образов.
– Художники изучают древнюю историю, быт, фольклор, мифологию с тщательностью историков, – говорит автор книги. – Интерес к своим корням сегодня наблюдается во всем мире. Причина, видимо, кроется в стремлении людей к традиции, устойчивости, их желании определиться в этом сложном многополярном мире. Это интересно и важно для каждого, и вот здесь мы порой приходим в своих изысканиях к парадоксальным выводам. Как ученые-филологи говорят о существовании в древности единого индоевропейского праязыка, корни которого теперь присутствуют в самых непохожих языках континента, так художники – о единых основах ментальности и мироощущения населения Евразии. Для нас это не просто научные поиски. Когда существует возможность найти объединяющие цивилизационные начала в жизни разных народов, это всегда полезно.
|
|
Тэги: рецензия, книга, Гульмира Шалабаева
Оценка: 0.00 (голосов: 0)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|