eng  rus 
 
«Суррогаты»: бесконечность безопасности
Стоит только неосторожно начать «Суррогат полицейского Тома Гриера, героя Брюса Уиллиса…», как моментально возникает идентификационная путаница, грамматический кавардак, подобие дурной бесконечности зеркальных отражений, где объект прячется за субъектом, и наоборот, субъект норовит выставить себя объектом.

Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №11 (11) 2009

Впрочем, и дотошная осторожность тут тоже способна явить лишь отрицательный результат, дурную бесконечность дроблений Я/не-Я в духе зеноновской притчи о спринтерском состязании между Ахиллесом и черепахой. Опасения подобного рода навряд ли терзали авторов фильма, равно как и авторов его графического прототипа (вот пожалуйста: дурную бесконечность в дверь, а она – в окно), иначе бы они бросили свою историю об андроидах-суррогатах в самом начале, как забуксовал после первых же сантиметров дистанции несчастный Ахиллес. Ведь и заглавное номинируемое новшество тут, «суррогат» (surrogatus – поставленный вместо другого) есть не что иное, как суррогат суррогата, беззастенчивая калька с бодрийяровского «симулякра» (копии без оригинала), то бишь все та же дурная бесконечность воспроизводства отражений, строительство зеркального коридора, в котором играют в кошки-мышки уже не объект с субъектом, а их заместительные знаки, виртуальные копии, прекрасно обходящиеся сами по себе.

Хакер Нео, взломавший легендарную Матрицу, держал под рукой бодрийяровский труд «Симулякры и симуляции». «Суррогаты» одной из сцен со своим собственным Нео явно цитируют спилберговское «Особое мнение», которое Бодрийяр в статье «Под маской войны» использует как иллюстрацию для описания химеры, завладевшей после событий 11 сентября 2001-го умами американцев, а с ними и большей части просвещенного человечества. Химера эта – «абсолютно безопасный режим», имеющий целью «отмену “Зла” в любых формах» и средством – «всемирную профилактику не только любого преступления, но вообще любого события, которое могло бы нарушить мировой порядок».

Именно такой «абсолютно безопасный режим» заявлен в «Суррогатах». Помешанные на личной и общественной безопасности американцы живут в фактически деконструированном обществе, затворниками в собственных квартирах. На работу, за покупками, да и просто прогуляться они выходят так же, как военный оператор выводит на исполнение боевой задачи свой дистанционно управляемый беспилотник: находясь на специальных «водительских» ложах, с той единственной разницей, что управляют своими мирскими двойниками не посредством кнопок и джойстиков, а преобразуемой в соответствующие командные импульсы силой мысли. Это своего рода многопользовательская компьютерная игра, мультиплеер, совмещающий альтернативные вселенные Second Life, Call of Duty и иже с ними, и при том имеющий выход не в виртуальное пространство Сети, но в реальную действительность. По сути, ничего фантастичного и, тем более, новационного тут нет. Наша действительность виртуализировалсь давно (если, разумеется, согласно платоновской идее об архетипах, не была виртуальной изначально), и ее окончательный переход в гиперреальность, по тому же Бодрийяру, состоялся благодаря «Буре в пустыне», «войне, которой не было» – первому полноценному симулякру боевых действий, одному их равных в почетном ряду с «мировым терроризмом», «осью зла», «экспортом демократии» и проч.

Наиболее значимое открытие фильма заключается не в том, что декларируется в нем как наиболее значимое – не в безграничном выборе гиперреальных автопрезентаций и не в возможности использовать суррогата как средство убийства его прототипа и оператора, – а в том, что вскрывается по случаю, или, точнее говоря, по несчастному случаю. Однажды лишившись гиперреальной оболочки, герой Брюса Уиллиса вынужден идти в мир на своих двоих. Выглядит Том Гриер постарше, нежели его чубатый эрзац, передвигается поплоше, спотыкается на ровных местах, морщится не то от зубной боли, не то от свежего воздуха, но все это аберрации, что называется, штатные, запрограммированные как в сюжете картины, так и в образе уставшего от суррогатного существования полицейского. В эпизодах, когда Том Гриер пытается объясниться с суррогатом своей супруги, чуткий зритель сначала торопеет от сокрушительного наигрыша (проистекающего скорее от дурной актерской игры, чем от желания авторов экстраполировать заторможенную моторику Гриера на его эмоции), а затем всерьез присматривается к герою на предмет того, не является ли он, в свою очередь, чьей-то управляемой копией. В финале, после того как обесточенные в результате хакерской атаки суррогаты скопом валятся ниц, из домов их владельцев появляются некие бледнолицые антропоморфные существа. То есть уверенно заключить, что это люди, опять же, нельзя. Можно было бы, конечно, провернуть следующий experimentum crucis: выстрелить одному из бледнолицых в голову и, зная, что в аналогичном случае из суррогата истекает зеленая жижа, судить о субъектно-объектной принадлежности опытного образца по хроматическому фону его раневых выделений. Но кто сейчас может утверждать, что у новейшей человекообразной модели эти выделения не красного цвета?

Тэги: кино, рецензия


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"