Между словом и делом
Начиная с 2008 года киностудия «Казахфильм» заявляет о своих грандиозных планах. Многие из них и правда уже начали воплощаться в жизнь: в 2009-м на выделенные из госбюджета 4 млрд. тенге провели частичную техническую модернизацию студии, закончили ранее начатые и запустили 10 новых игровых кинокартин, свыше десяти документальных фильмов, два игровых сериала, цикл анимационных проектов. Все это пока говорит лишь о технической части процесса – например, запуск полнометражного мультфильма «Ер-Тостик» был связан с приобретением оборудования, на котором можно создавать 3D-анимацию. Другой вопрос, как обстоит дело с творческими силами, которые должны претворить амбициозные планы в жизнь. Достаточно ли в Казахстане профессиональных режиссеров и сценаристов, на которых делает ставку национальная киностудия?
|
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №3 (16) 2010
В самом начале, когда встал вопрос о поднятии статуса киностудии «Казахфильм», потерявшей его окончательно к середине 2000-х, основной упор делался на творческие силы «старой гвардии» кинематографистов. Так, нынешний президент киностудии Ермек Аманшаев рассказывал, что в планах «Казахфильма» намечены проекты практически со всеми известными казахстанскими режиссерами: Сериком Апрымовым, Амиром Каракуловым, Абаем Карпыковым, Дарежаном Омирбаевым, Рустемом Абдрашевым и многими другими. Одни проекты и сейчас находятся на стадии разработки, другие – подошли к завершению и готовятся выйти в прокат. Как, например, «Нереальная любовь» Амира Каракулова.
Позже оказалось, что «старая гвардия» творцов и режиссеры той прежней «новой волны», которая всколыхнула казахстанский кинематограф в конце 1980-х до середины 1990-х, в большей степени способны создавать авторское кино, нежели коммерческое, фестивальные фильмы, а не зрительские. Киностудии пришлось привлекать силы российских режиссеров, все же имеющих казахстанские корни для понимания специфики и менталитета, которые могут создавать кассовое кино. Так началась работа с Тимуром Бекмамбетовым, со сценаристом сериала «Громовы» Бахытом Килибаевым, с Егором Кончаловским, который в конце января с казахстанской командой закончил съемки фильма об афганской войне «Кара майор» (сценарий к фильму написали известные российские авторы Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий-Власов).
Устав от постоянных претензий в свой адрес, что казахстанцы не видят отечественных фильмов, которые снимаются на государственные деньги, а показываются лишь на кинофестивалях, руководство киностудии приняло решение сейчас заняться производством именно зрительского кино, которое может, а скорее, должно иметь коммерческий успех.
В середине прошлого месяца «Казахфильм» объявил об интересном проекте для начинающих кинематографистов. Высококвалифицированные преподаватели школы Тимура Бекмамбетова совместно с американским университетом UCLA (University of California, Los Angeles) приглашают на онлайн-курс занятий по теме «Создание сценарного проекта. От идеи до презентации». Обучение будет проходить под патронажем «Казахфильма». Чтобы попасть в школу сценарного мастерства, необходимо прислать на конкурс синопсис сценария, а также подробный сценарный план любой сцены фильма. Удивляет другое – темы, на которые должен быть написан сценарий. Это может быть фильм-катастрофа, где инопланетяне нападают на Землю, или огромные существа вроде Кинг Конга разрушают города, или может быть фильм о супергероях наподобие «Людей Х», или фильм о противостоянии людей и машин, как «Матрица» или «Терминатор». Приветствуются также сценарии фэнтези, приключений с элементами фэнтези, например, как «Мумия» или «Сокровище нации», сценарии для 3D-анимации вроде мультфильма «Мадагаскар». Или же сценарий римейка любого российского или зарубежного фильма. Кто следит за творчеством Бекмамбетова (к слову, особо утруждаться не приходится, так как известия о новых фильмах Тимура благодаря масштабной рекламной кампании всегда доходят до зрителя), знает, что снимает он кино именно в этих жанрах, которые требуется прислать на конкурс. Недавно вышедший в прокат фильм «Черная молния», где Бекмамбетов выступил как продюсер, рассказывает о супергерое, летающем на черной «Волге», причем до смешного копирует приемы, используемые в американском кино явно не этого века. А казахфильмовский проект, над которым сейчас работает Бекмамбетов – «Золотой воин», – будет сделан именно как приключение-фэнтези. Фильм будет связан с известным казахстанским археологическим сокровищем – Золотой человек, и действие будет развиваться на нашей земле. «Золотого воина» презентуют именно как казахстанский фильм в духе «Мумии», который будет понятен в любой стране мира, а значит, теоретически будет иметь прокат далеко за пределами Казахстана.
Вот эту жанровую палитру можно назвать одним из направлений деятельности «Казахфильма». Если к подобного рода сценариям будет прикладывать свою руку Тимур Бекмамбетов, то может получиться что-то вроде фэнтези о вампирах, как «Дневной дозор», или римейка «Иронии судьбы». При всем уважении к профессионализму режиссера, ситуация не самая радостная. Однозначно, что студия «Казафильм» ставит перед собой планы создавать массовое кино, делающее при этом неплохие кассовые сборы. Потому, наверное, выбор режиссера, с которым устанавливаются тесные связи и который будет направлять и курировать молодых отечественных кинематографистов, пал именно на Бекмамбетова. «Мы планируем провести онлайн-обучение для пятнадцати человек. Конечно, сценаристов, которые пройдут курс от Лос-Анджелесского киноинститута и школы Тимура Бекмамбетова, не просто возьмут на заметку, а предложат им участвовать в конкретных проектах «Казахфильма» и студии Тимура «Вазилевс», – рассказывает руководитель проекта Диана Ашимбаева. – После прохождения 15-недельного онлайн-курса права на сценарий будут принадлежать «Казахфильму». По той информации, которую мы уже получили (это около сотни сценариев), складывается впечатление, что в Казахстане много креативных, пишущих, думающих людей. Потенциал есть, не хватает, во-первых, знаний, как делать правильно, и профессионализма, во-вторых – мощной поддержки, которая стимулировала бы развитие творческого процесса. Вообще, конечно, мы надеемся, что после прохождения курса у нас в Казахстане появится хотя бы пятнадцать профессионально пишущих сценаристов».
Возможно, наша собеседница говорит об отсутствии профессиональных сценаристов в Казахстане не случайно. Ведь у нас нет ни одного вуза, где бы обучали этой специальности. Национальная академия искусств имени Жургенова выпускает в год примерно 15 режиссеров и столько же операторов, но не готовит кинематографистов, работающих с текстом, с основой фильма. Студенты академии, обучающиеся на факультете режиссуры, пишут сценарии к своим студенческим работам сами, коллективно или индивидуально. Но даже далекому от этой сферы человеку понятно, что у этой работы совершенно другая специфика. Кроме того, в Казахстане нет и литературного института, который бы выпускал специалистов, умеющих работать со словом. «Сценарии последних фильмов, которые вышли на казахстанских студиях, – отнюдь не самого хорошего качества, – говорит Михаил Земсков, писатель, окончивший сценарно-киноведческий факультет ВГИКа и работавший сценаристом в Москве в период российского «сериального и кинобума». – Все говорят, что сценаристов не хватает. Я сам недавно предложил свой сценарий на «Казахфильм», но там ответили, что очередь из планируемых проектов – на два-три года вперед. Значит, сценарии есть. То есть противоречивая информация получается». Один из представителей Союза кинематографистов Казахстана, рассказывает: «Что касается авторского кино, то в этом мы очень сильны. Дай сейчас средства любому режиссеру из так называемой казахстанской «новой волны», и он снимет фильм, который покорит все фестивали мира. Причем с двумя актерами, снятый в одних декорациях, с бюджетом в 200 тысяч долларов. Для того чтобы снимать коммерческое кино, нужно иметь совсем другое мышление. А у нас его пока нет. Мы привыкли писать сценарии на исторические темы, нас волнует судьба людей, живущих возле Семипалатинского полигона, пропасть между сельской и городской жизнью. Это, конечно, очень важные темы, но если снимать кино только об этом, то зрители так и будут все время смотреть американское и российское кино».
«В нашей академии на кинофакультете преподают ученики хороших советских режиссеров Соловьева, Митты. Это очень сильная режиссерская школа, и наши преподаватели несут на себе печать и образ мышления именно тех мастеров, – делится преподаватель истории кино Академии им. Жургенова. – Да, фильмы и Соловьева и Митты становились народными, но они несут в себе очень глубокий режиссерский почерк, который не свойствен теперешнему поколению российских режиссеров. А мы продолжаем воспитывать студентов по-прежнему. Все наши выпускники сориентированы в большей степени на авторское кино, их так учили. Они выходят из стен нашего вуза и понимают, что найти деньги на такое кино нереально. Идут работать куда угодно, чаще в рекламу, в шоу-бизнес, чтобы хоть как-то устроиться в этой жизни. У нас совершенно нет школы, обучающей, как снимать популярные фильмы. Поэтому многие наши ребята бросаются из крайности в крайность – «арт-хаус снимать не будем, никто не смотрит, будем снимать триллер», а механизмов, как это работает, они не знают. Те, кто чудом попадает в американские киношколы, приезжают оттуда другими людьми, за полгода с 20 готовыми студенческими киноработами».
Режиссер романтической комедии «Нереальная любовь», которая вот-вот появится в прокате, Амир Каракулов снимал фильмы, на которых точно так же, как и на многих других, вешали ярлык «фестивальное кино». Его «Разлучница», «Голубиный звонарь», «Последние каникулы» были отмечены на международных кинофестивалях, но из-за отсутствия проката не дошли до зрителя. Чтобы как-то зарабатывать на жизнь, режиссер был вынужден уйти в рекламный бизнес – ниша, в которую ушли практически все казахстанские режиссеры, получившие образование как в нашей Академии искусств, так и в Москве. Но желание создавать кино не давало покоя. «Я просто сел и задумался: если другие люди могут писать сценарии и снимать фильмы, на которые народ ходит в кинотеатры, почему я не могу. Своего рода творческий кризис дал мне толчок не сидеть сложа руки, а что-то делать в той сфере, которую я люблю больше всего, – рассказывает Амир Каракулов. – Я с супругой, моим соавтором Еленой Гордеевой, подумал о прекрасной, романтической истории любви, но произошедшей в современных реалиях, рассказанной современной языком. Мы сами работаем в Интернете день и ночь, так почему бы в нашем фильме не завязать роман в Сети. Сюжет совершенно простой, такое происходит в нашем городе каждый день, просто нужно это красиво, творчески снять, и очень надеюсь, что молодежи понравится этот фильм. У романтических комедий очень большая зрительская аудитория».
Но если режиссер Каракулов подошел к созданию коммерческого кино со значительной творческой базой, то чаще начинающие кинематографисты в создании фильма делают упор именно на прибыль, оставляя за бортом творческую составляющую. Вот, например, режиссер фильма «Жаралы сезiм» («Раненое чувство») Еркен Рахишев подошел к кино как к одному из видов бизнеса. Хороший организатор, директор киностудии детских и юношеских фильмов «Жас Улан», автор книги «100 идей. Как открыть свое дело и зарабатывать деньги» снял незамысловатую историю любви двух молодых людей. Они – сельчане, переезжают в город, он попадает в криминальный мир, она – теряет девичью честь, а вторую половину фильма – молодые люди стремятся исправить ситуацию и сохранить любовь. Простая история, которая собирала аншлаги в прокате в четырех городах Казахстана. «По большому счету, режиссером можно стать и без специального образования, ведь это не столько профессия, сколько образ мышления, – рассуждает Еркен. – Как говорится, тот, кто старается, может сделать больше, чем тот, кто умеет. Когда я только начал задумываться о съемке фильма, поставил перед собой цель: за неделю изучать одну книжку об искусстве кино. За полгода моя библиотека пополнилась более чем двадцатью книгами о кинематографе. Сейчас изучаю книгу Валерия Рокотова «От «Унесенных ветром» до «Титаника». Каждый раз, когда возникали какие-то неясности, трудности, обращался к опыту великих режиссеров. Как они поступали в подобных ситуациях? Затем, уже на основе изученного материала, находил ответы на интересовавшие меня вопросы. Конечно, с поправкой на казахстанскую современность».
У фильма «Раненое чувство» была правильно определена аудитория – казахскоязычная молодежь, студенты, люди среднего возраста. Многие зрители приходили на фильм по нескольку раз, приводя с собой родных, знакомых. Киноленту снимали за небольшие деньги, но правильный расчет в создании фильма принес неплохую кассу. «В «Жаралы сезiм», я старался сочетать творческое и коммерческое начало, не забывая при этом и об идеологии. То есть моя философия кино заключается в том, что картина должна быть зрелищной, эффектной и в то же время несла какую-либо, позитивную для общества идею», – добавляет режиссер.
Вообще, практически все киноленты двух последних лет сняты по сценариям одного человека – Ермека Турсунова, чей первый режиссерский дебют «Келiн» прошел в шорт-лист номинантов на премию «Оскар», но не попал в финал. В кинематографической среде Турсунов имеет высокий авторитет. Он написал сценарии к фильмам: «Курак корпе» Рустема Абдрашева, «Мустафа Шокай» Сатыбалды Нарымбетова, «Ближний бой» Еркина Ялгашева, «Кто вы, господин Ка?» Хуата Ахметова. При участии Турсунова были написаны сценарии фильмов «Подарок Сталину» Рустема Абдрашева, «Баксы» Гульшат Омаровой, «Рай для мамы» и «Поздняя любовь» Актана Арым Кубат. По заказу российского канала ОРТ был написан сценарий «Чума», а для Тимура Бекмамбетова – сценарий анимационного полнометражного фильма «Сабалак». Как можно заметить, Ермек Турсунов – самый плодовитый казахстанский сценарист последних лет, умеющий работать в самых разных жанрах. Самое главное, он уверенно работает как в коммерческом кино, так и в артхаусном, не боится браться и за большие исторические полотна. Некоторое время назад Турсунов завершил работу над историческим романом «Мамлюк» о судьбе султана Бейбарса. Работа над этой книгой длилась почти пять лет. Изначально это был сценарий, который хотел поставить сам автор, но сейчас права на него выкупил Сергей Бодров. «Ермек Турсунов – сценарист, если можно так сказать, новой формации, который не отказывается ни от каких проектов. Он быстро вникает в тему и тут же начинает писать, – говорит представитель Союза кинематографистов. – Предложили ему доделать брошенный проект – съемки фильма «Келiн», он и здесь не отказался. И в результате его скандальный фильм уже номинируется на «Оскар». На вопрос, на какие сценарии рассчитывает «Казахфильм», сам Ермек Турсунов оживляется: «Да есть у нас пишущие люди! И еще больше тех, кто хотел бы писать, но пока не знает, как это делать. Понимаете, стимула у людей не было никакого, когда в стране снималось по два-три фильма в год, все писали «в стол», а потом и вовсе забросили. Сейчас, когда показали, что фильмы-то делать будут, народ стал оживляться».
Если на первом этапе киностудия «Казахфильм» обратилась к «старой школе» и поняла, что лишь немногие режиссеры смогут снимать современное востребованное кино, на втором этапе прибегла к опыту и связям режиссеров – выходцев из Казахстана, то позже – обратила внимание на молодых кинематографистов, в меру креативных, в меру талантливых, просто нуждающихся в незначительной финансовой поддержке. И все это за какие-то три-четыре года. Из таких проектов – фильм об Алматы и алматинцах, который скоро выйдет в прокат, – «Сказ о розовом зайце» Фархата Шарипова.
Новый этап – общение и работа с молодыми режиссерами – выпускниками академии, пишущими авторами, ребят, совершенно других профессий, но снимающих видеоролики для себя, – только набирает обороты. Сам президент киностудии лично встречается с молодыми людьми, ведет беседы о том, каким должно быть современное казахстанское кино, выслушивает их идеи, берет на заметку. Возможно, именно эта заинтересованность в молодых творческих силах принесет свои плоды. Ведь главное, предоставить хорошую почву, на которой ростки могут взойти.
|
|
Тэги: Казахфильм, кино
Оценка: 5.00 (голосов: 1)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|