eng  rus 
 
Нереволюционные увлечения
В начале января в Алматы прошел второй фестиваль японской мультипликации Animania. По своему размаху нынешний фестиваль превзошел прошлогодний, а зрителей и наблюдателей со стороны поразило количество поклонников в нашем городе этого специфического жанра анимации, не просто любящих смотреть аниме, но и образовавших своеобразное молодежное течение со всеми атрибутами. Впрочем, фестиваль Animania, обнаруживший целый пласт необычных молодых людей, – хороший повод рассмотреть и другие молодежные движения, что существуют в алматинской сре
А. Ассонова
Поклонники аниме обожают переодеваться в гостюмы любимых героев
Архив
Поклонники аниме обожают переодеваться в гостюмы любимых героев
На создание правдивого образа героя могут быть потрачены сотни долларов
Архив
На создание правдивого образа героя могут быть потрачены сотни долларов
Для тектоника тоже есть своя атрибутика, например, изображение германского имперского орла
Архив
Для тектоника тоже есть своя атрибутика, например, изображение германского имперского орла
К радости родителей тинейджеров в Алматы не так много мест для занятия паркуром
Архив
К радости родителей тинейджеров в Алматы не так много мест для занятия паркуром
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №1 (14) 2010

В Казахстане, в частности в Алматы, молодежь не склонна повально отдаваться каким-либо новомодным увлечениям или записываться в ряды агрессивно настроенных движений. Несомненно, проявления всевозможных субкультур не обходят стороной Казахстан, как довольно современную страну, есть свои альтернативщики – «падонки», графиттеры, скейтбордеры и роллеры, хакеры и анархисты, но число их невелико. Нашу молодежь всегда в большей степени привлекала эстетика различных субкультур, нежели идеология. Конечно, кто-то со всей душой отдавался целому фэнтези-миру, придуманному Джоном Толкиеном, некоторые до сих пор верны панковским идеалам, презирая современный все более коммерческий и попсовый панк-рок, другие не представляют своего досуга без милитари-увлечения страйкбола. Но в большей степени казахстанская молодежь обычно воспринимает лишь внешнюю оболочку новомодных движений. А некоторые течения вообще проявляются только в виде разовых акций, чтобы ради интереса примерить на себя какой-то стиль. Так, например, в Алматы прошло несколько вечеринок, посвященных движению стиляг – течению, получившему в России распространение задолго до появления известного фильма Валерия Тодоровского, а также направлению фриков – в данном случае клубных танцоров, которые носят яркую, привлекающую к себе внимание одежду образца «Чикаго 1930-х годов», отдавая дань отменному элегантному стилю того времени.

В какой-то мере на казахстанской земле прижилась культура хип-хопа. Многие не просто являются ее поклонниками, но и пробуют себя в рэп-творчестве. Соответствующие группы создаются по всему Казахстану, возможно, по той причине, что создание хип-хоп-треков не требует особых навыков: текст складывается по принципу «что вижу, что беспокоит, о том и говорю», а музыкальный ритм можно создать с помощью незамысловатых программ на компьютере.

Причем интересно, что современные урбанизированные рэперы-акыны встречаются среди представителей самых разных социальных слоев. Свои тексты, на сленге – «телеги», зачитывают как подростки из неблагополучных семей, так и из обеспеченных: первые – о непростой жизни молодого человека, социальном неравенстве и разборках на районе, вторые – о превратностях гламурного образа жизни. Первые выступают в небольших клубах, участвуют в хип-хоп-баттлах (битвах), выкладывают свои записи в Интернете, вторые – создают коммерческий продукт, вещают с экранов телевизоров. «На мой взгляд, эта культура способна сыграть роль, которую когда-то выполняла рок-музыка, а именно, стать средством протеста молодого человека, отражать социальную несправедливость, которая сейчас является реальностью для молодых людей, – говорил композитор проекта «МС Гуль» Баглан Аязбаев в интервью музыкальному порталу KZMZ. – Хип-хоп в Казахстане растет вместе с его носителями. У нас уже созрело целое поколение рэперов, и чем старше они становятся, тем сильнее становится рэп, ведя за собой еще большее число его сторонников. Я думаю, пройдет два-три года, и хип-хоп станет частью общей культуры. Успех таких групп, как «Гетто Догз» и «Гильдия», – это предвестники будущего подъема рэпа».

Однако, несмотря на то что хиты групп «Гетто Догз» и «Гильдия» всегда держатся на верхних строчках хит-парада портала KZMZ, а творчество отдельных хип-хоп-коллективов по всему Казахстану активно проникает в Интернет, значительного развития рэп-культура в массах не приобретает. Трудно сказать, связано ли это с тем, что наша молодежь берет для себя только «приемлемые», опять же внешние, элементы культуры хип-хопа – музыкальную составляющую, танец брейк-данс, своеобразную манеру одеваться, или с тем, что казахстанские тинейджеры вообще не склонны занимать активную жизненную позицию и, в силу менталитета, придерживаться бунтарского расположения духа.

Гораздо более безобидным можно назвать увлечение алматинской молодежи готической культурой. Хотя многие сомневаются в том, что в нашей стране существуют готы, тем не менее такое сообщество есть. Алматинские готы имеют свой портал в Интернете, активно общаются в реальной жизни, проводят свои фестивали и, естественно, создают группы, исполняющие готический рок. Так, наиболее известны команды: Requiem, Different atmosphere, «Пентакл» и не похожая ни на кого группа The Alchemy, где оперный вокал солистки положен на «металлические» рифы. Недавно появившийся коллектив Estetique в творчестве взял еще более узкое направление – японский готический рок, создавая на сцене под свои композиции костюмированное и световое шоу.

Несмотря на то что в целом поклонников готической культуры не много, в Интернете они ведут довольно активную деятельность: приглашают на свои фестивали российские гот-команды, шумно презентуют новые проекты. Хотя в обычной жизни довольно трудно увидеть яркого представителя готической культуры. «Конечно, для большинства посетителей нашего ресурса gothikportal.kz готическая культура это просто хобби, а не образ жизни, – рассказывает Наталья Серова. – Никто ежедневно не выходит из дома в черной одежде с кружевами, высокой шляпе-цилиндре, с нарисованными на лице черными слезами. Всем нужно ходить на работу или в университет. Но на свои встречи, которые бывают на квартирах или в клубах, мы, конечно, приходим во «всеоружии» и стараемся воссоздать готический антураж. Недавний «выход» у нас был на премьеру фильма о вампирах «Сумерки. Сага. Новолуние» на ночной сеанс. Ну шокировали немного посетителей торгового центра, а в целом к нам относятся с любопытством, без осуждения».

Еще одной невинной музыкальной субкультурой, прижившейся в узкой среде алматинских фанатов клубной музыки, можно назвать тектоник. Около десяти лет назад в Бельгии проходили вечеринки популярного танцевального стиля джампстайл, идея которого заключалась в том, чтобы прыгать, двигая одной ногой (потом другой) взад-вперед в такт басов. Возможно, такие движения были спровоцированы исключительно действием экстази, которым баловались клабберы, но тем не менее вечеринки джампстайл дали начало клубной культуре тектоник. Какой-либо идеологии у нее нет, зато есть свое музыкальное и танцевальное направление, свой фирменный стиль одежды, эмблема в виде германского имперского орла, а также огромная сеть единомышленников в Интернете. Тектоник, как и многие другие молодежные субкультуры, стремится к публичной демонстрации, поэтому индивидуальные выступления танцоров, а также танцевальные баттлы проходят на улице, часто в оживленных местах. В Алматы, правда, тектоник пока не выходил дальше клубного пространства. Танцор стиля тектоник Ильяс рассказывает: «В Алматы действуют несколько танцевальных школ, где можно заниматься танцем тектоник, а можно самостоятельно выучить движения, скачав обучающие видеоролики из Сети. Регулярно фестивали тектоник проходят в клубе Bamboo, создаются первые танцевальные коллективы, точно так же, как в свое время появились команды брейкдансеров. Тектоник часто называют элементом гей-культуры, но на самом деле это не так. Это просто подвижный танцевальный стиль, и если на танцоре одеты короткая майка, обтягивающие джинсы и он активно двигает нижней частью тела, это еще не означает, что он гей».

Часто не только музыка, танцы, но и экстремальные виды спорта становятся частью молодежной субкультуры. Так произошло с серфингом, скейтбордингом, роллингом, сноубордингом и не так давно с паркуром. Про сноубординг как отдельную субкультуру алматинской молодежи, наверное, не имеет смысла говорить, так как этот вид зимнего спорта стал очень популярным среди горожан и вряд ли все его поклонники относят себя к какому-либо культурному течению. Другое дело – паркур, который, несмотря на практическую невозможность его применения в условиях города Алматы, все же привлекает подростков. Впервые о том, что можно преодолевать полосы городских препятствий, используя элементы акробатики и гимнастики, бега и скалолазания, мир узнал из фильмов «13-й район», где снимались родоначальники этого занятия Давид Белль и Себастьян Фука, а затем «Ямакаси». Естественно, что многие захотели попробовать себя в роли неуловимых ниндзя, скачущих с крыши на крышу, с балконов на заборы и деревья, совершая при этом сальто с переворотом. Хотя в Алматы с его неплотной застройкой к радости родителей тинейджеров проблематично совершать прыжки по крышам, как это делают французы в Париже. Поэтому в нашем городе большее развитие находит акрострит – уличная аэробика, которая не зависит от примыкающих друг к другу строений.

Трейсеры, как называют себя любители этого весьма травмоопасного городского вида спорта, слушают в основном альтернативную музыку, одеваются как брейкдансеры и рэперы, чтобы одежда не сковывала движения. Алматинские команды паркура, как правило, не принимают в свои ряды девушек. «Впервые о паркуре я услышал года два назад, но долго не мог найти, где же мне тренироваться и с кем. Потом на форумах обнаружил, что есть ребята, которые уже несколько лет увлекаются этим. Мы познакомились и стали вместе смотреть видеоматериалы, их собственные записи, практиковаться вместе, – рассказывает 16-летний Денис. – Конечно, в идеале все бы хотели прыгать как трейсеры в клипе Мадонны Jump («Прыжок»). До этого нам далеко, но свои результаты у нас тоже есть. «Прыгаем» мы в основном на заброшенных индустриальных зданиях, одно время ходили в приготовленный к сносу частный сектор, там было интереснее всего. Наибольшую опасность представляет даже не возможность вывиха или перелома, а встреча с бомжами или охранниками. Хотя настоящий трейсер должен «ускакать» и от тех и от других».

Но наибольшую популярность в наших условиях все же получило движение любителей аниме. Во время фестиваля Animania проходили традиционные для поклонников этого жанра конкурсы, количество участников в которых наглядно продемонстрировало, насколько велик интерес к японской анимации в Казахстане. Как правило, поклонники аниме не ограничиваются просмотром мультфильмов. Среди них распространены написание рассказов по мотивам любимых аниме, которое называется фанфики, рисование любимых персонажей – фанарты, рисование любительской манги – «додзинси», и, конечно, косплей – переодевание в костюм любимого персонажа и присущее ему поведение.

Движение аниме, которым серьезно «болеют» люди в возрасте 6–30 лет, на данный момент стало действительно массовым. Если с творчеством классика жанра Хайяо Миядзаки знаком не всякий молодой человек, то мультфильм «Наруто» известен уж точно каждому. Аниме-движение, как никакое другое, окружило себя собственной атрибутикой: особая одежда, в чем-то копирующая одежду японских школьниц, особые прически, игрушки, значки, вечеринки, страсть ко всему японскому. Увлеченные аниме часто начинают изучать японский язык, чтобы смотреть мультфильмы в оригинале (считается, что из-за перевода многое теряется), начинают слушать японскую рок- и поп-музыку. Для вечеринок с переодеванием купить костюмы в Алматы не так-то просто, поэтому многие анимешники сами шьют костюмы, изготавливают украшения или привозят аниме-аксессуары из Москвы, Японии, Китая или Европы. Иные фенечки, повышающие престиж анимешника, стоят сотни долларов. «Многие мои подруги-поклонницы аниме влюблены в героев каких-нибудь мультфильмов, – рассказывает 17-летняя Асель. – Фанатеть по актеру еще понятно, но как можно влюбиться в нарисованного парня! При этом реальные мальчики их увлекают гораздо меньше».

В самом деле, у фанатов аниме есть не только собственный музыкальный стиль, манера одеваться, собственные идеалы, образ жизни, но и образ мышления. Новые времена рождают новых героев. Общественность оставила в покое толкиенистов, разговаривающих на эльфийском языке и носящихся по горам с деревянными луками, ролевиков, сражающихся на настоящих кованых мечах, страйкболистов, взрослых парней, разрисованных, как Рэмбо, и стреляющих друг в друга из детских автоматов. Возможно, увлечения молодежи приняли еще более инфантильные формы. С другой стороны, в казахстанской молодежной среде все более обретают популярность такие течения, как нью-эйдж – индивидуальный подход к духовному самосовершенствованию и стрейт-эйдж – философское ответвление панк-культуры, движение или скорее образ жизни, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая легальные алкоголь и табак), сдержанность в сексе, антифашизм и вегетарианство. А отсутствие среди нашей молодежи таких субкультур, как «Лолиты» – девушки – фарфоровые куклы, «Фрукты» – люди-манекены, одетые в безумные комбинации самых ярких и нереальных вещей с космическими прическами, кучей пирсинга и сумасшедших аксессуаров, и «Фурри» – людей, идентифицирующих себя с каким-нибудь антропоморфным животным, – говорит о том, что психическое здоровье нашей молодежи не так уж и плохо. А любые культурные ответвления являются не больше, чем модной игрой, которая со временем проходит. Остается лишь ощущение поверхностности и псевдоинтереса – впрочем, не только к молодежным субкультурам.

Тэги: аниме, мультфильм, культура


Оценка: 1.00 (голосов: 1)



Похожие статьи:
29.12.2009   Проба пера


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"