eng  rus 
 
В ожидании блокбастера
По количеству отечественных кинопремьер этот год можно назвать рекордным – в прокат вышло 15 кинокартин. Даже могло создаться впечатление, что казахстанское кино ожило, вот только говорить о качественном росте местного кинематографа пока трудно. Но по этому году можно оценить, насколько казахстанское кино приблизилось к решению своих наболевших проблем – трудностей самого процесса производства, отсутствию проката, выхода на зрителя и окупаемости фильмов
М. Золотухин



Еще не завершены подсчеты кассовых сборов триллера

Еще не завершены подсчеты кассовых сборов триллера "Заблудившийся", а режиссер Ахан Сатаев приступил к написанию сценария нового фильма "Ликвидатор"

Комментарий
Тимур Бекмамбетов предполагает, что снятый новый казахстанский фильм просмотрят 30 млню зрителей, при том, что постоянных посетителей кинотеатров в Казахстане всего 500 тыс.
Комментарий



Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №12 (12) 2009

Все выпущенные 15 кинокартин – 5 от частных киностудий, 9 от «Казахфильма» и 1 с совместными инвестициями – получились слишком отличающимися и по художественному содержанию, и по техническому исполнению, и по затраченным средствам. Тем не менее возникало ощущение, что «лед тронулся». Хотя бы прослеживается разнообразие в жанрах. Так, на экраны вышли: фильм о доблестных казахстанских полицейских «Обратная сторона» Куата Исаева, скандальный – «Келiн» Ермека Турсунова, простой трогательный казахстанско-киргизский – «Письма издалека» Бактияра Сейтказиева, фильм о музыканте «Биржан Сал» Досхана Жолжаксынова и Рымбека Альпиева, противоречивый политический триллер «Прыжок афалины», затрагивающий проблемы взросления – «Секер» Сабита Курманбекова, очевидно госзаказные многосерийные телевизионные фильмы «Астана – любовь моя», «Город мечты» и детский «Байтерек», откровенно шаблонный «Лавэ» Ануара Райбаева, по вкусам кинозрителей опоздавший лет на десять. А также триллер Ахана Сатаева «Заблудившийся», спортивный молодежный фильм «Рывок» Канагата Мустафина, народная трагикомедия «Ойпырмай, или Дорогие мои дети» Жанны Исабаевой. На этом фоне стоят особняком историческое полотно «Махамбет» и последняя в этом году молодежная комедия «Кайрат-чемпион. Девственник № 1». Пять лет назад о таком количестве фильмов можно было только мечтать. Студия «Казахфильм» смогла противопоставить выпускаемому одному в год в начале 2000-х семь фильмов и два сериала – в 2009-м. Все это произошло, конечно, благодаря активному государственному финансированию.

Еще год назад бытовало мнение, что экономический кризис, коснувшийся в том числе и киноиндустрии, может быть, даже на руку развитию казахстанского кинематографа. «Российский кинорынок тоже ведь был перегрет до предела. Через год в России станет гораздо меньше фильмов, чем сейчас, просто мало кто будет инвестировать в кино. Так может быть, настало время для локальных центров киноиндустрии, таких как Казахстан. Во всяком случае, сейчас сложились благоприятные условия для того, чтобы казахстанское кино смогло пробраться на российский рынок», – рассуждал казахстанский сценарист, создатель популярного сериала «Громовы» Бахыт Килибаев.

Говорить о том, что казахстанское кино имеет шансы демонстрироваться в российском прокате, пока рано. Но, во всяком случае, принимаются чисто технические меры, чтобы оно снималось. Проблемы отечественной киноиндустрии во многом упирались в сам процесс производства. Главная кинофабрика страны не имела оборудования для полного проведения монтажно-тонировочного периода – что называется «постпродакшн». Так что если снять фильм в Казахстане было еще реально, то закончить его, не выезжая за рубеж, не получалось. В результате на постпродакшн киноленты на заграничных студиях уходило 30 процентов заложенных средств. В этом году на запланированную техническую модернизацию из республиканского бюджета было выделено 25 миллионов долларов. Уже полностью завершено переоснащение аппаратного цифрового комплекса: введены в эксплуатацию студии речевого озвучивания и цветокоррекции фильмов, современные видеомонтажные, аппаратная компьютерной графики, студия перезаписи фонограмм в системе Dolby, студия шумового озвучивания фильмов. Приобретены современные цифровые и киносъемочные камеры, операторская техника. Таким образом, впервые за всю историю киностудии сформировался весь технологический цикл постпроизводства, а «Казахфильм» стал единственным, самым оснащенным центром киноиндустрии Центрально-Азиатского региона.

Но вложенные деньги, тем более в такой нелегкий для экономики страны период, естественно, должны окупаться. И «Казахфильм» наконец-то официально заявляет о своей позиции относительно того, какое кино собирается снимать. Курс будет сделан на продюсерское кино, а значит, коммерческое, массовое. Для этого национальной студии необходимо было провести не только разграничение департамента продюсирования от творческой «кухни», но и целый комплекс мер, исследований, нововведений.

Поскольку без исследования рынка, определения того, каков он, сегодняшний зритель, и что желает смотреть, дальше двигаться невозможно, было принято решение о создании в структуре «Казахфильма» подразделения Development, которое занималось бы изучением, анализом и прогнозированием кинорынка. Для подготовки этого подразделения была приглашена компания Movie Research Company (MRC).

Так, в ходе сбора данных удалось выяснить, что в прошлом году в казахстанских кинотеатрах было семь миллионов посещений. Среднестатистический алматинский зритель ходит в кино около семи раз в год. Астанинский – четыре. Основная зрительская аудитория – 65 процентов от общего количества зрителей – сосредоточена в этих городах. Возрастной ценз зрителей, такой же, как и в России, – 14–25 лет.

Подразделением Development к тому же планируется создать фокус-группы и проводить тестирование зрителей для оценки выпускаемых студией картин. Фокус-группа из восьми–десяти зрителей смотрит кино, потом с ними беседует модератор. Ведется видео- и звуковая запись. И на основании зрительского мнения формируется отчет. В тестировании участвуют более ста зрителей, они заполняют короткую анкету после просмотра фильма. Цели у них разные: фокус-группа расширяет представления производителей о том, что происходит с их фильмом в зрительском восприятии, а тестирование помогает количественно оценить реакцию зрителей: какому проценту он понравился, а какому – нет. «Три года назад, начиная работать с российским рынком кино, мы отметили, что исследовательская работа начинается только тогда, когда большая часть фильма уже снята. И тогда все начинают думать, для какой же аудитории этот фильм, – рассказывает директор MRC Олег Иванов. – Важно решить данную проблему, чтобы появлялись качественные фильмы. Именно поэтому совместно с «Казахфильмом» мы создаем новое подразделение, чтобы ввести в практику работы исследования, которые налаживают обратную связь со зрителем».

Автору этих строк случайно удалось попасть как раз на показ для фокус-группы еще не завершенного фильма. Поскольку спортивный фильм «Рывок» ориентирован в первую очередь на подрастающее поколение, то на просмотре присутствовала его целевая аудитория – в основном школьники. В ходе беседы модератору удалось выяснить слабые и сильные стороны фильма – что откровенно не понравилось, что было непонятно, насколько правдиво играют актеры, нет ли затянутого действия, не раздражает ли манера постоянного смешения сцен из прошлого и настоящего, кому можно было бы порекомендовать этот фильм и так далее. Ответы молодежи, не подозревающей о том, что в комнате присутствуют и сами создатели фильма, получились довольно откровенными, что, скорее всего, пойдет на пользу киноленте. Фильм отснят, смонтировать его можно как угодно, но как именно, подсказали сами зрители. И пускай проведение этого показа не было идеальным, а члены фокус-группы оценивали работу кинематографистов на добровольных началах, без оплаты, тем не менее первый эксперимент показал, что такая практика вполне возможна в Казахстане.

Еще одна важная задача, с которой сталкиваются отечественные кинематографисты, – это организация проката. Последние годы на «Казахфильме» прокат стал настоящей проблемой для режиссеров, а иными словами, никакой прокатной политики просто не было. Фильмы попадали на полку, так и не доходя до зрителя. Теперь дирекция по прокату и дистрибуции выделена в отдельный сегмент со своим собственным менеджментом. До сих пор сметы казахфильмовских кинематографистов не включали в себя такие статьи, как прокат и реклама фильма. Собственно, и частные студии не готовы пока тратиться на раскрутку фильма. Единственный пример – создатели фильма «Рэкетир» потратили на пиар, по российским меркам, почти копейки – 20 тысяч долларов. Наверное, еще и по этой причине «Рэкетир» не просто окупился в казахстанском прокате, но и принес небольшую прибыль. При бюджете в 800 тысяч долларов фильм Ахана Сатаева собрал по республике 1,1 млн. долл. Сборы были еще и в России. И это на сегодня беспрецедентный случай. К сожалению, пока еще не подведены официальные итоги сборов нового фильма Сатаева «Заблудившийся», но уже сейчас его создатели говорят, что в финансовом плане он оказался успешнее «Рэкетира».

Какой бокс-офис может быть у картины в Казахстане с нашим-то малым для кинорынка 15-миллионным населением, можно выяснить путем простых арифметических подсчетов. «Если крутить фильм две недели с 70-процентной заполняемостью залов и минимальными затратами на рекламу в 5 тысяч долларов, то получится 300–400 тысяч, но с рынка можно вытащить и 600–800 тысяч долларов», – рассуждает режиссер Тимур Мусин. Так что получается – достойное по техническому качеству кино (мы сейчас не говорим о его художественных ценностях) в принципе не может окупиться только на территории Казахстана. Так как у нас, по самым идеальным расчетам, в кинотеатры может прийти всего-то миллион зрителей.

Особенно остро встал этот вопрос после того, как новинки этого года собрали мизерную кассу в прокате – боевик «Обратная сторона» – 35 тысяч долларов, а «Келiн» – всего 15 тысяч. «Чтобы появились окупаемые фильмы, мы обратились к Тимуру Бекмамбетову, за плечами которого несколько успешных проектов, принесших весомые дивиденды. Когда мы с ним подписывали контракт, то оговаривали, что проект будет коммерческим, то есть мы вернем расходы, которые на него потратили», – делится президент студии «Казахфильм» Ермек Аманшаев. Во время посещения в ноябре Нурсултаном Назарбаевым киностудии Тимур Бекмамбетов пообещал, что снятый им новый казахстанский приключенческий фильм «Золотой воин», выходящий в прокат весной 2010 года, способен собрать около 30 миллионов зрителей. «В основу сюжета фильма положена легенда о костюме «Золотого воина». В кинокартине будет много приключенческих сцен, мистики и магии, – рассказал Тимур Бекмамбетов на пресс-конференции в Алматы. – Мы ориентировались на известные американские фильмы, которые собрали миллионы людей и миллиарды долларов в мире. Проект относится к самому массовому жанру в кино, который смотрят всей семьей. Если говорить о зрительской аудитории, то в России мы можем собрать порядка 10 миллионов человек, в остальном мире – около 20».

В сотрудничестве с успешным российским режиссером руководство «Казахфильма» убивает сразу трех зайцев. Во-первых, после того как Тимур Бекмамбетов стал самым известным в мире «казахстанским» режиссером, нашим инвесторам тут же стало интересно снять «казахстанский фильм с режиссером Бекмамбетовым». Во-вторых, после всех вложенных в техническую модернизацию средств киностудия действительно заинтересована, чтобы новый проект вышел на иностранные рынки и принес прибыль. Ну и в-третьих, успешный в прокате фильм с сюжетом, взятым из казахской истории, – это ли не прекрасная возможность пропиарить Казахстан.

Киностудия выбрала довольно оригинальные варианты выхода на другие рынки – посредством привлечения успешных за рубежом режиссеров. Причем креаторов, так или иначе связанных с Казахстаном, потому как приглашение западных режиссеров, пытающихся нам же рассказать нашу собственную историю, как мы знаем на примере с «Кочевником», ни к чему хорошему не приводит. Егор Кончаловский приступил к съемкам фильма «Настоящий полковник» – о казахстанских бойцах, участвовавших в афганской войне. В качестве продюсера комедии «Ирония любви» выступит Ренат Давлетьяров, чей фильм «Любовь-морковь» при бюджете в 3 миллиона собрал 19 миллионов долларов. Бахыт Килибаев в третьей части «Громовых» перенесет одну из сюжетных линий в Казахстан. Амир Каракулов уже снимает романтическую интернет-комедию «Нереальная любовь».

Вот только опять остается неопределенность – «Казахфильм» словно пытается усидеть на двух стульях, одновременно сконцентрировавшись и на выпуске коммерческого кино и на создании кинолент, которые должны стать национальными. Вопрос о том, что же такое национальный фильм, поднимается чуть ли не на каждом заседании клуба «Территория кино», что проходят на киностудии. Однако наиболее точного ответа никто сформулировать пока не сумел. Возможно, стоит оставить этот вопрос в покое и просто снимать хорошее кино? А зритель сам разберется, какое из них считать национальным. К тому же национальное кино подразумевает историчность, прослеживание собственных корней. Но историческое казахстанское кино всем порядком приелось. Во время того же самого визита президента на студию «Казахфильм» им было высказано мнение, что сейчас нужно снимать фильмы про современных казахстанцев, их чаяниях и успехах. Из исторических лент на будущий год запланирован выход только одной картины – «Султан Бейбарс», и то потому, что фильм-«долгострой» все не могут закончить. Все остальные проекты будут касаться современности.

Надо заметить, что среди казахфильмовских лент этого года ни одна не произвела сильного впечатления. Фильмы-события, пусть это звучит несколько громко, вышли из частных киноцехов. Возможно, независимые студии лучше чувствуют конъюнктуру кинорынка, смело пробуют себя в разных жанрах, до сих пор не использовавшихся в Казахстане, наконец, используют рекламные и различные пиар-технологии. Уходящий год запомнится в первую очередь «Заблудившимся», в котором Ахан Сатаев открыл для казахстанского кино жанр триллера. Пусть триллер в степи получился немного нудноватым, философствующим, но все же зритель смог увидеть настоящую режиссуру, игру актеров при минимуме декораций и спецэффектов, без шелухи. Ахан Сатаев уже пишет сценарий к новому экшн-триллеру «Ликвидатор», в планах – снять и комедийный фильм. Похоже, что создателю рекламных роликов Сатаеву приглянулся кинопроцесс, который может быть не просто хобби, развлечением (как часто бывает – «отмыванием» денег), но и прибыльным делом. А что может понравиться зрителю, наверное, лучше известно человеку, работающему в рекламном бизнесе, чем чиновнику. Наверное, это более понятно и режиссеру, зарабатывающему созданием корпоративных фильмов, Жанне Исабаевой. Хотя ее «Карой» и стал больше фестивальным кино, чем зрительским, второй фильм «Ойпырмай, или Дорогие мои дети» при таком же минимальном бюджете все же смог собрать неплохую кассу.

И так далее. Создается такое ощущение, что креаторы, работающие непосредственно с клиентами, заказчиками, лучше чувствуют конкурентную среду. Такой махине, как национальная киностудия, все это только предстоит осваивать. «Должна появиться плеяда людей, которые напишут хороший сценарий на современную тему. Нужны хорошие продюсеры, которые смогут обеспечить финансовые возможности, ведь кино – вещь очень дорогая. Ну и, конечно, режиссеры. В общем, должна сложиться целая цепочка профессионалов, которые вместе изучат ситуацию в этой индустрии и найдут то, на что с удовольствием пойдут зрители. Когда у нас появится свой прорыв в таких жанрах, как триллер, комедия, хоррор и так далее, только тогда зрители пойдут в кинотеатры и станут смотреть наше кино. Даже если сначала будут примитивные сценарии, недостатки операторской работы», – говорит киновед Гульнара Абикеева.

Свою нишу в тесной киносреде можно занять лишь с помощью нестандартных решений, прозорливости и свежих идей – кинематограф такой же бизнес, как и все остальные. И, наконец, говоря о казахстанских фильмах, мы ни разу не упомянули выражение «фестивальное кино». Это свидетельствует о том, что та преграда, отделяющая фестивальное искусство от предпочтений обыкновенного зрителя, стала меньше, но все же шаги по сближению еще нужны, причем с обеих сторон.

ем для Казахстана ни в связи с председательством в ОБСЕ, ни от участия в Таможенном союзе. Тем более что через год наше председательство неизбежно закончится, а судьба ТС в связи с позицией Белоруссии все еще остается не слишком определенной.

Тэги: кино, Казахфильм


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
22.09.2009   «М + Ж» = ?


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"