eng  rus 
 
Мы к вам приехали на час
После некоторого гастрольного затишья эта осень могла показаться урожайной на музыкантов и исполнителей различной величины, посетивших Казахстан, и на российские театральные постановки, «балующие» алматинского зрителя известными актерами. Впереди декабрь – самая гонорарная пора для любых артистов. Как она сложится в эти предновогодние праздники?
Р. Калиев
Просто пристутствие селебрити (знаменитости) на празднике оплачивается так же, как концерт
Р. Калиев
Просто пристутствие селебрити (знаменитости) на празднике оплачивается так же, как концерт
За выступление в Казахстане российские звезды получают в 1,5-2 раза больше, чем у себя на родине
М. Золотухин
За выступление в Казахстане российские звезды получают в 1,5-2 раза больше, чем у себя на родине
Р. Калиев
Илья Лагутенко в Алматы совмещает личные интересы с концертами
М. Золотухин
Илья Лагутенко в Алматы совмещает личные интересы с концертами
В не самые лучшие для российского театра времена антреприза становится для актеров надежным заработком
М. Золотухин
В не самые лучшие для российского театра времена антреприза становится для актеров надежным заработком
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №10 (10) 2009

Одно время Казахстан был просто клондайком для российских и зарубежных артистов, зарабатывающих на вечеринках гонорары, и близко не сравнимые с теми, что они могли заработать на родине. Некоторые исполнители и конферансье выступали чуть ли не каждый квартал на том или ином казахстанском мероприятии. Однако сложная экономическая обстановка внесла свои коррективы и в концертную деятельность тоже. Прошлые новогодние праздники показали, что казахстанские бизнесмены уже не так бездумно расставались с деньгами, оплачивая гонорары артистам, и предпочитали держаться умеренности в трате денег на корпоративные вечера. «Сейчас Казахстан, наверное, перешел на четвертую стадию подхода к проведению праздников, – считает Кайрат Ибрагимов, замдиректора эвент-агентства Almaty Holiday. – Сперва все руководители казахстанских банков, строительных и нефтяных компаний, то есть основные заказчики артистов, на свои корпоративные праздники начинали приглашать кумиров своей молодости, в основном зарубежных исполнителей. Гонорары их были, не в пример российским, в несколько раз меньше. Такие команды, как, допустим, «Рикки э Повери», мягко говоря, не особо интересны европейскому зрителю, зато для тех, кто влюблялся и проводил свою молодость под эти песни в СССР, их концерт становился событием».

Затем последовала волна приглашений российских звезд первого эшелона – от Киркорова, «Машины времени» до Сергея Лазарева и Димы Билана, как раз тогда занявшего первое место на конкурсе «Евровидение». Спустя буквально пару лет, за это время предельно насытившись попсой, амбициями и запросами российских исполнителей, внезапно открывших для себя, что в «нефтяной» республике можно иметь регулярные неплохие заработки, планка для которых может подниматься все выше и выше, казахстанские устроители праздников перешли к более оригинальному, нетрадиционному подходу к заказу артистов. Так, например, на ребрендинг одного казахстанского банка была приглашена звезда фаду, морны и других островных мелодий Сезария Эвора. Это событие буквально «раздвинуло» горизонты алматинских меломанов, до этого считавших, что такие исполнители мирового уровня в элитарном классе вряд ли когда-нибудь будут петь на казахстанской земле. Состоялся и концерт группы Morandi, а ведь совсем еще недавно трудно было представить, что румынская группа вот так запросто будет петь для казахстанского слушателя. Хотя, возможно, дело здесь не в изысканном подходе к музыкальному сопровождению праздника казахстанских устроителей. А в том, что в России (а именно через российских посредников работают казахстанские букинговые компании – в данном случае имеется в виду «букинг» как заказ артистов) концерты исполнителей, как Сезария Эвора и Morandi, уже обычное явление. Такие совершенно не мейнстримовые артисты выступают в российских клубах чуть ли не по пять раз в год. Возможно, эти исполнители были просто порекомендованы российскими коллегами местным эвент-агентствам, как не банальное сопровождение праздника. Может, с такими темпами в Казахстане скоро побывает и Горан Брегович и какие-нибудь другие артисты, не типичные для отечественных вечеринок.

Конечно, это основные тенденции. Все эти годы в нашу страну не переставали приезжать «звезды» средней величины, служившие нормальным, ничем не выдающимся украшением любого праздника, как, например, группы «Блестящие», «ВИА Гра» и другие. Но случалось, что кто-то из казахстанских олигархов «брал» более высокую планку, проводя свой день рождения под аккомпанемент Уитни Хьюстон или Крейга Дэвида за миллион долларов. Или некоторые компании могли позволить себе пригласить группу с мировой известностью Black Eyed Peas в полном составе, на тот момент вместе уже не выступавшую.

Зарубежные звезды и без того охотно выступали на гостеприимной казахстанской земле, но возможно, в ближайшее время они будут делать это чаще, несмотря на то что многие отечественные компании урезали бюджеты своих «корпоративок». В докризисные времена практика заработка артистов, существовавшая на просторах СНГ, считалась совершенно пагубной с точки зрения развития шоу-бизнеса, когда артист зарабатывал не выпуском пластинок, а концертной деятельностью. На Западе концертные туры нужны были звездам лишь для того, чтобы поддержать вновь вышедший альбом. Однако экономический кризис заставил обратиться к гастролям даже самых известных мировых исполнителей, которые вынуждены были расторгнуть контракты с рекорд-лейблами, из-за упавших продаж дисков. Так зарубежные певцы обратились к тому же, «живому» заработку денег, что и российские. Основным источником доходов стали концерты, выступления в ночных клубах и на частных вечеринках. Кстати, по признанию продюсеров и самих артистов, именно вечеринки приносят самую большую прибыль и составляют 90 процентов всех доходов российских и отечественных звезд.

Что же касается самого интересного – сколько зарабатывают приезжающие к нам в Казахстан исполнители – то, естественно, узнать эти суммы не так просто, как и любые «цифры», что крутятся в шоу-бизнесе. Говорить о своих заработках российские звезды и их продюсеры, в отличие от своих западных коллег, считают дурным тоном. Если о доходах американских и европейских музыкантов можно узнать из ежегодных рейтингов изданий вроде Billboard или Forbes, то деньги, которые получают российские артисты, это тайна, покрытая мраком. Во-первых, озвучивать цифры не хотят, вдруг кто-то заплатит больше. Во-вторых, шоу-бизнес постсоветского пространства на 95 процентов находится в тени – деньги передаются из рук в руки, и оглашение своих заработков – лишний повод налоговой сверить цифры с задекларированными доходами артистов. Тем не менее примерная стоимость выступления многих российских эстрадных исполнителей известна, эта информация есть в Интернете. Однако она верна лишь для самой Москвы. По словам, казахстанских эвент-агентов эту сумму нужно увеличивать в 1,5–2 раза для обычного мероприятия, и в три раза – на новогодние праздники. Так, если выступление Димы Билана в Москве стоит 60 тысяч евро, то на концерте в Казахстане оно обойдется устроителям в 100 тысяч, на частной вечеринке – в 120, в предновогоднюю пору может доходить до 200 тысяч евро. Выступления на стадионах и площадках всегда стоят дешевле, чем прием в узком кругу, они ведь, несомненно, способствуют популяризации артиста.

Выезжая из Москвы в предновогодние дни, российские звезды могли пропустить два-три концерта, этим и объяснялось то, что за свои выступления в Казахстане они запрашивали двойные-тройные гонорары. В прошлом, да и в этом году активность среди заказчиков веселья не так велика и выступлений у артистов значительно меньше. Однако плату за свои концерты они не снижают.

«Мне вообще кажется, что российские звезды называют суммы за свои выступления «с потолка», руководствуясь исключительно собственным мнением о своей крутости, – считает Алена Попова, директор агентства по организации праздников. – Нет никаких формул определения гонораров. Как только внешние признаки свидетельствуют о том, что исполнитель востребован, значит, нужно просить больше денег. Никакой закономерности, кроме постоянного роста гонораров артистов в предновогодние периоды, я не замечала». Однако существуют и неоспоримые критерии, влияющие на гонорары артистов, например, смена имиджа, на которую были потрачены немалые деньги, участие в различных передачах, самопиар на телевидении, сольные концерты, активная работа, а не простой, и в большой степени выпуск нового альбома или синглов-хитов. Эти факторы существенно повышают «стоимость» артиста.

Сколько же зарабатывает на привозе артистов в Казахстан приглашающая сторона (если, естественно, это не частная вечеринка, а публичный концерт), мы решили поинтересоваться у арт-менеджера одного алматинского клуба, регулярно принимающего в своих стенах различных российских рок-исполнителей: «Я бы назвал эти заработки символическими. Нам прежде всего важно поддерживать имидж клуба, как не «мертвого», а «живого», постоянно ищущего что-то новое для своих посетителей. Конечно, сам по себе приход слушателей в клуб является заработком, так как люди оставляют деньги на баре. Это обычная практика всех клубов. Даже московские клубы, которым артистов везти и размещать не надо, а достаточно просто пригласить, и те не имеют на таких концертах существенных заработков. Важно именно то, сколько денег потратят непосредственно в клубе».

Тем не менее существует информация, что доходы агентов, посредников между артистами и приглашающей стороной, составляют 10 процентов гонорара исполнителя. А что касается заработков уже самой приглашающей стороны, организующей концерт, то они зависят только от нее самой, так как она несет немалые расходы на рекламу концерта, техническое соответствие райдеру исполнителя, транспортные расходы, вип-прием звезды в аэропорту, проживание и даже экскурсии для артиста (эта необязательная сторона очень развита в Казахстане). Но по большей части такие концерты являются не возможностью заработка для компаний, а статусными мероприятиями, саморекламой. Еще очень многое зависит от конкретного исполнителя, от его личных отношений с местной принимающей стороной. Многие звезды приезжают в Казахстан по своим делам, и тогда организация их концерта здесь стоит гораздо меньших денег. «Например, Илья Лагутенко очень часто приезжает в Алматы к своему крестному отцу и проводит здесь по нескольку дней. Несмотря на то что приезжает он сюда отдыхать, не сложно попросить его выступить здесь разок. Для нас это, конечно, обходится дешевле, так как не нужно платить за перелет и проживание артиста, – рассказывает арт-менеджер одного ночного клуба. – Чаще происходит так, если одна компания приглашает какого-нибудь исполнителя в Алматы на частный прием в качестве селебрити, ну для создания атмосферы, для статуса мероприятия, подключается другая компания, которая организует его концерт, затем какой-нибудь бизнесмен приглашает его «свадебным генералом» на свадьбу своего сына, а это оплачивается так же, как концерт, и так далее. Например, оплата за концерт Жанны Фриске составляет 25–30 тысяч евро, цена разнится из-за ее загруженности работой, времени года, ну и вообще от того, как договорятся. Когда она приезжает в Алматы, меньше чем на трех мероприятиях не бывает и зарабатывает тысяч 100 евро. Это выгодно и ей, и нам. Во-первых, создаются более тесные отношения между певицей и нашей стороной, в следующий раз она, скорее всего, выступит в Алматы, а не где-то в другом месте. Это важно, когда сроки по организации концерта поджимают. Во-вторых, уже можно будет поторговаться. Это реально работает, артист уже знает, как его здесь принимают, и предпочтет не рисковать, а лучше чуть уступить по величине гонорара».

Но если концерты – общедоступное развлечение, которое практически всегда может собрать кассу, то на что же надеются приезжающие в Казахстан российские театральные труппы? А за эту осень только в Алматы выступило четыре московские антрепризы, столько обычно приезжало за год. Дело в том, что для российского театра сейчас не самые лучшие времена: урезаны премьеры, на репертуар нет денег, в труппы не берут новых актеров. Кастинги проводятся уже не так часто, и даже попасть в маловыдающийся сериал составляет большого труда, потому как велика конкуренция. Однозначно, работы для российских актеров стало меньше, так как значительно сократилось количество кинопроектов. Доснимают только старые, новых – запускаются единицы. Антреприза, то есть коммерческие театральные постановки, с которыми можно выступать по городам и весям, становится денежным убежищем, и в меньшей степени, конечно, творческим. В ситуации независимого театра, если артисту интересно участвовать в постановке, с ним можно договариваться об очень низких гонорарах. Если спектакль делается, грубо говоря, «для чёса», то разговор уже идет о больших заработках.

Постановка такого спектакля в России обходится от 70 до 200 тысяч долларов. При минимальных затратах в 70 тысяч она окупится за шесть месяцев, при затратах в 200 тысяч – за год, а может, и не окупится. Поэтому, естественно, предпочитают более упрощенные постановки, хотя, как говорят московские продюсеры, цены на создание спектакля становятся все выше и выше, даже несмотря на то, что стало гораздо больше безработных творческих сил.

Конечно же, антреприза должна получать финансовую выгоду от своей деятельности. Поэтому «товаром» в таких спектаклях выступает известный актер, своего рода бренд, который и привлекает зрителя. И все антрепризные постановки основываются вокруг известных имен. Побывавшие в Алматы антрепризы «Трио», «Сыновья его любовницы», «Вокзал на троих» и прочие выстраивались вокруг имен Иммануила Виторгана, Екатерины Стриженовой, Даниила Страхова. Одни – известные талантливые актеры прошлых лет, которых зрители помнят по советским кинофильмам и которых приятно увидеть вновь, другие – новые «раскрученные» звезды российских сериалов, на которых посмотреть на сцене просто интересно. Актеры в антрепризе, в зависимости от своей популярности, получают 1000–2500 долларов за один спектакль. Это очень приблизительная информация, так как о заработках театральных актеров узнать гораздо труднее, чем музыкальных.

У спектакля есть фиксированная цена, которую платит приглашающая сторона. То есть сами продюсеры антрепризы не заботятся о том, сколько денег соберет вечерний спектакль, об этом думают уже организаторы гастролей, которым нужно договориться об аренде зала, рекламе и в целом раскрутке постановки – театр все-таки не концерт популярного исполнителя. Вот, к примеру, если билеты стоят от 5 до 12 тысяч тенге, в среднем – 8 тысяч, а количество мест в зале ТЮЗа им. Сац, где обычно проходят антрепризы, 700, то за вечер со спектакля можно собрать 37 тысяч долларов при полном зале. «При таком раскладе приглашение спектакля не должно превышать 10 тысяч долларов, потому как организаторам гастролей это будет совсем не выгодно. А может, и еще меньше, и ни о каких актерских гонорарах в 2500 долларов за выход на сцену речи не идет, только если это не моноспектакль. А это значит, что российские актеры приезжают к нам за гораздо меньшие деньги, и все равно приезжают, потому что у них с заработками стало совсем плохо», – говорит сотрудник концертного агентства Ocean Group. Но казахстанцам это только на руку – посмотреть московские, пусть и не самые лучшие, спектакли с известными актерами – приятное разнообразие проведения досуга (при желании отдать за билет 8 тысяч, конечно).

В ближайшее время можно ожидать, что российские актеры не перестанут приезжать в Казахстан, все-таки постановки с их участием заполняют пустующую нишу нашей театральной жизни, и зрители довольно активно ходят смотреть на сериальных звезд. Другое дело – гастроли зарубежных музыкантов и певцов. «Практически любой концерт, что проходит в Алматы на большой площадке, является как бы дополнительным – возможность для организаторов «отбить» хотя бы немного денег, что были потрачены на частное выступление певца или группы, – рассказывает Кайрат Ибрагимов. – В предновогоднюю пору такие концерты вообще редкость – артисты будут зарабатывать на «корпоративах». А вот что касается последних, то ситуация с прошлого года не сильно поменялась – исполнителей по-прежнему будут приглашать очень выборочно и экономично, и возможно, заказчики будут склонны больше к европейским исполнителям. Казалось бы, отчего российским звездам не снизить величину своих гонораров. Но нет, по мнению специалистов этой отрасли, практически никто из российских певцов не пошел по цене на уступки, предпочитая работать меньше, но за ту же сумму. А это значит, что «разбалованным» казахстанскими приемами представителям шоу-бизнеса тяжело уже опуститься ниже той завышенной планки. Хотя, конечно, это вопрос времени.

Тэги: музыка, шоу-бизнес, концерт, гастроли


Оценка: 5.00 (голосов: 1)



Похожие статьи:


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"