Ночные забавы
В Алматы ночные клубы открываются и закрываются с такой скоростью, что уследить за ними довольно сложно. Оно и понятно – жизнь у ночного клуба короткая. В этом бизнесе необходимо следовать модным тенденциям, меняясь под настроение притязательной публики. Насколько прибыльным может быть бизнес, у которого ограниченное число клиентов даже для такого крупного города Казахстана, как Алматы? И что же заставляет инвесторов вкладывать средства в едва ли не самый непредсказуемый вид предпринимательства?
|
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №4 (17) 2010
Клубные проекты вообще – бизнес специфический. Как и в других сегментах индустрии развлечений, здесь важную роль играет интуиция его инвесторов. Довольно сложно провести какое-нибудь бизнес-планирование: прогнозировать посещаемость клуба, определить, насколько привлекательным для публики окажется формат заведения, предлагаемая музыка и т. д. Поэтому риски очень велики – попадет новый клуб в модную струю или нет, уловит ли тренд, а может быть, создаст его сам.
В Алматы примеров таких клубов было немало: иметь в своем послужном списке графу «открытие клуба» бизнесмену почетно и приятно, приносил ли прибыль тот клуб, вопрос уже второй. Но в отличие от ресторанов, салонов красоты, туристических компаний – таких популярных видов предпринимательской деятельности, которые открывались в нашем городе вовсе не как выгодные инвестиции, способные затем принести плоды, а как игрушка, развлечение для обеспеченных людей, – начинать клубный бизнес, не имея о ночной жизни никакого представления, вообще не стоит. Как и в любом специфическом направлении, круг задействованных в сфере развлечений бизнесменов узок и закрыт от посторонних. Поэтому все новые и новые клубы открывают практически одни и те же люди. «Клубный бизнес можно назвать бесконечным соревнованием людей, которые все друг друга знают, и денег, которые им удается привлечь», – так говорят знатоки клубного бизнеса.
«Самое главное, что надо принять, – такой бизнес носит проектный и временный характер, – рассказывает бизнесмен Денис, на счету которого открытие пары модных в свое время в нашем городе мест. – Модный клуб набирает обороты, отбивает деньги, дает прибыль и постепенно сходит на нет. И есть два варианта: модное место либо просто закрывается, либо спускается с олимпа и живет обычной, совсем уже не модной жизнью, лишь эксплуатируя флер ушедшей славы. Поэтому важно во время жизни клуба наработать свою клиентуру, которую можно просто перетянуть за собой в другое место. Люди пойдут, просто зная, что хозяин нового заведения тот же человек».
На «раскрутку» нового заведения в среднем уходит два-три месяца. Пик популярности длится максимум год-полтора после открытия, потом еще примерно год люди продолжают туда ходить, но уже без былого энтузиазма. Итого получается чуть больше двух лет. Плюс то время, за которое клуб успевает пройти от выхода в прибыль до обратного падения за грань рентабельности – еще полтора года, два в лучшем случае.
Вернувшаяся недавно в масс-культ мода, например, на музыку 1980-х привела к открытию нескольких заведений в городе – клубов «Ретро-шлягер» Ерлана Кокеева, «Дискотека-80», а ностальгия по всему советскому – таких развлекательных мест, как «Таганка», «Союз» и «Пионерская правда». Правда, уже спустя год после открытия такие места ночного досуга превращаются в обычные заведения ресторанного типа, в которых крутится одна и та же музыка. Или же клуб совсем другого плана – FTV Bar, открытый по франшизе канала Fashion TV, был рассчитан на публику, посещавшую многочисленные светские вечеринки и показы коллекций одежды. Когда же в Алматы закончилось спонсорство модных недель, проходивших чуть ли не четыре раза в год, клуб потерял актуальность. Не было смысла содержать клуб модного канала при отсутствии собственно показов мод. На этом эксперименты с дорогостоящими специфическими проектами закончились.
Говоря о том, какие инвестиции потребуются на открытие клуба, все наши собеседники единодушно заявляют, что ответ на этот вопрос прост: на какую публику вы ориентируетесь, таковы должны быть и капиталовложения. Сегодня, по мнению клубных деятелей, открывать дорогие заведения надо гораздо осторожнее. Жизнь изменилась, люди стали более умеренными в тратах. Если раньше клубы жили за счет тех, кто спускает как минимум по 200–300 долларов за ночь, то сегодня средний счет – около 8000 тенге. Кроме того, «провисеть» всю ночь в одном клубе считается моветоном, и тусовка все время перемещается из одного места в другое, распределяя между ними свои траты.
«Диапазон вложений может быть совершенно разный – от 50 тысяч долларов до более полумиллиона, – рассказывает Денис. – Что интересно, зачастую прибыльность заведений никак не связана с объемом вложений: клуб, открытый за 100 тысяч долларов, может оказаться суперуспешным, а тот, в который вложен миллион, быстро прогорит».
Давно минули те времена, когда в одном месте можно было увидеть людей из разных социальных слоев. Сейчас чем дороже клуб, тем большего статуса в обществе он требует от хозяев. Клуб для среднего класса, танцевальный, музыкальный или кафе с музыкальными программами – вариант более доступный, не требующий миллионных инвестиций от спонсоров и статуса в обществе от хозяев. «Очень часто происходит так, что клуб открывается с пафосом, позиционирует себя как место для привилегированной публики. Запускают людей только по клубным картам. В общем, создают ажиотаж, напускают тумана, выстраивают очереди возле входа и жесткий фейс-контроль. А когда ожидаемой популярности не случается, пускают уже всех подряд. Падает и качество обслуживания, и профессионализм приглашенных диджеев. Так случилось с клубами Heaven, Crystal, другими. У нас в городе нет практически ни одного клуба, который держал бы поднятую планку хотя бы в течение года», – высказывает свое мнение диджей Алексей Гладков.
Во многом популярность клуба зависит от такого человека, как промоутер. Это главный клубный человек, на которого возлагаются все организаторские функции и который отвечает за всю концепцию заведения, а не только за его программу. Именно от промоутера на 80 процентов зависит успех или провал любого развлекательного заведения. Для этого он должен четко направлять деятельность заведения в русло разработанной концепции. Именно промоутер отвечает за концепцию клуба, начиная музыкальным стилем и заканчивая организацией специальных вечеринок. И на самом деле, большинство закрытий клубов связано как раз с непрофессионализмом администратора. Специальность «промоутер» нельзя получить ни в одном институте, этому можно научиться только в процессе работы. «Я долго работал музыкальным обозревателем в местных газетах, журналах, потом с ростом числа клубов и вечеринок стал писать о светской жизни, – делится один алматинский промоутер, попросивший не называть его имя. – Так влился в клубную жизнь, а теперь сам организую процесс в некоторых местных заведениях. Работа промоутера заключается не только в том, какую вечеринку устроить, какого ди-джея пригласить. Это, можно сказать, только вершина айсберга. В большей степени нужно продумать дизайн заведения, какие-то фишки, которые будут отличать это место от других, расположение танцевальных залов, пульта диджея и многое другое. Потому что можно пригласить хоть самого крутого диджея Европы, но если в клубе плохо поставлен звук и, к примеру, обычный, не интересный интерьер заведения, то не думаю, что люди придут второй раз».
Известных промоутеров в Алматы не больше десяти. И каждый из них – Аида Омарова, Валихан Алишев, Артем Акманов, Илья Уразаков, Денис Кривошеев и остальные – был задействован в открытии не менее трех клубов разного ранга. Одни – перестали существовать, другие – работают по сей день, представляя собой стабильный бизнес. При всем непостоянстве клубных проектов, когда большинство заведений работают от силы года-два, в нашем городе есть несколько мест-долгожителей, у которых сложилась своя публика и которые не отступают от четко выбранной концепции, например, Da Freak, Gas, MOSTafterparty, конечно, благодаря продуманной промоутером политике клуба. «Основная задача промоутера – привлечь посетителей и каждый вечер создавать праздник, – считает Алексей Гладков. – Почему, например, не просто каждый уик-энд, а каждую ночь в Da Freak собираются толпы клиентов? Потому что люди знают, что их не обманут. Если они заплатили за вход 2000 тенге и оставили еще 5000 в баре, то и отдохнут на всю катушку. Нет ничего хуже, чем разочарованные в проведении своего досуга клиенты. Вернуть их практически невозможно».
Борьба за клиентов особенно важна, когда существует потолок прибыльности мест досуга. Если во второй половине 1990-х норма прибыли составляла до 300–400 процентов, то сегодня что-то около 20–30. И все равно это считается немало, и при таких условиях каждые три-четыре месяца в городе открывается новое заведение, претендующее на место под клубным солнцем.
По статистике до 70 процентов прибыли приносят клубу постоянные посетители. Поэтому в самом начале разработки концепции необходимо определить, на кого будет рассчитано заведение: на «золотую» молодежь или подростков с окраины, солидных бизнесменов или рокеров. Обычно вся прибыль ночного клуба делается на работе бара, ведь наценка на напитки способна доходить до 300–400 процентов. При этом посетители демократичных заведений, у которых, кстати, наиболее широкая целевая аудитория, не склонны приобретать выпивку в баре. «Я думаю, в Алматы (так как наша южная столица все-таки город студенчества) наберется 20 тысяч молодых людей, которые ходят в клубы разного уровня. Основной возраст – от 15 до 25 лет, то есть школьники и студенты, – отмечает менеджер ночного клуба Серик Таттыбаев. – Нужно смириться с тем, что основная доза алкоголя поступает в организм клиентов еще до дверей клуба. Так что плата берется за входной билет. Максимум оплаты за вход – 1500 тенге. Эти деньги и составляют основной доход молодежных клубов».
Здесь не важна креативность вечеринок, усиленный фейс-контроль на входе и дорогой дизайн. Успех заведения, рассчитанного на широкую публику, зависит от мощности звукового и осветительного оборудования, вместимости помещения, а главное – от рекламы клуба на радио, раздаваемых флаеров – рекламок с дисконтами.
Однако все специалисты в один голос утверждают, что по эффективности ничто не в состоянии сравниться с рекламой «из уст в уста». Молодежное «сарафанное радио» моментально распространит всю информацию о новом заведении.
«Если еще пару лет назад дорогие клубы соревновались в том, каким бархатом обиты у них стены и какой кафель в туалетах, а молодежные – стоят ли у них устройства по производству мыльных пузырей или генераторы искусственного снега, то теперь стали модными заведения, у которых девиз – «стильная демократия и разнообразие», – рассказывает Алексей Гладков. – Там встречается и «золотая» молодежь, и маргиналы. Каждый раз проходят необычные вечеринки». Например, таким можно назвать клуб DK, прозванный в народе как «дом культуры». Он позиционирует себя как заведение для стильных, но не очень состоятельных интеллектуалов. Создатели клуба не стали сильно вкладываться в дорогой интерьер, предпочтя ему какие-то изюминки в мелочах, например, в оформлении меню, бара и т. д. Акцент сделан на атмосфере клуба и нетрадиционных для нашего города вечеринках: дне книгодарения, игр в «Что? Где? Когда?», «Мафию» и многом другом, после чего ближе к ночи вечеринка перетекает на нижний этаж, где атмосферу создает диджей. Понятно, что в таких заведениях выступают в основном местные, оплата за вечер которых не превышает 400 долларов (заработки зарубежных диджеев на порядок выше и могут достигать 10 тысяч долларов), потому что и выручка у такого клуба не велика.
В заведениях подобного плана часто можно почувствовать немного домашнюю или андеграундную атмосферу, когда все посетители друг друга знают, общаются с хозяевами, дарят клубу какие-нибудь сувениры, ну и проводят там достаточно много времени.
И напротив, заведения, которые не предлагают какой-то новой концепции клубного отдыха, а пытаются втиснуться в уже занятую нишу, как правило, долго не работают. Так, например, случилось с клубом Space, претендовавшим на обслуживание обеспеченной молодежи, но не выдержавшим конкуренции с уже давно работающими в этом формате заведениями, и в результате закрывшимся через полгода после открытия.
Владельцы клубов и промоутеры все единодушно заявляют о тяжелой доле всех клубных бизнесменов и низкой привлекательности этой сферы в качестве способа заработать денег. Однако в Алматы появляются все новые и новые клубные заведения. Как и во многих других крупных городах, здесь существует определенная прослойка обеспеченных людей, готовых вложить средства в развлекательные заведения не столько ради заработка, сколько ради имиджа. Для нас, потребителей, это не имело бы никакого значения, если поднятая планка этих заведений всегда держалась на одном и том же уровне. Зачастую же приходится сталкиваться с обратным, когда в погоне за имиджем жертвуют более значимыми для бизнеса обстоятельствами.
|
|
Тэги: культура, молодежь, музыка
Оценка: 5.00 (голосов: 1)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|