eng  rus 
 
Родом из гармонии
Прошедший недавно восьмой джазовый фестиваль показал, что этот жанр в нашей стране жив, несмотря на пессимистические прогнозы. Количество любителей неумолимо растет, хотя джаз по-прежнему остается искусством не для всех
Автор: Данияр Сабитов
Локация: Алматы
Номер: №7 (20) 2010

Когда в стране только появилась идея проводить джазовый фестиваль, затея эта выглядела довольно сомнительно. Так, событие, прошедшее в 2001 году и получившее статус международного фестиваля джаза, выглядело чрезвычайно скудно. В тот год приехали лишь несколько групп из Киргизии и одна группа из Шымкента. Вот, собственно, и весь фестиваль. Организаторы говорили, что главная причина заключается в отсутствии финансирования и помощи спонсоров. Данные замечания были учтены, и уже в следующем, 2002-м появился фестиваль под названием «Jazz from A to Z», преобразовавшийся пару лет назад в «Международный праздник джаза». Но и тогда оставались сомнения в перспективности этого дела, ведь встретить джазового исполнителя даже в Алматы было фактически невозможно. Джазовая певица Жанна Саттарова утверждала, что музыку этого жанра нигде, кроме как в клубе Cuba, услышать невозможно. А сама Жанна чуть ли не в одиночку заполняла всю эту узкую нишу.

И все же не зря джаз называют элитным продуктом. Возможно, логично было бы проследить связь процессов экономического развития страны и появления все новых и новых групп этого направления. Организатор фестиваля Тагир Зарипов считает, что джаз, несмотря ни на что, развивается, и привел следующий пример: «Все чаще в ресторанах музыкантам заказывают джазовые композиции. Это о чем-то да говорит!». Интересен джаз стал и спонсорам – организаторы фестиваля их неустанно благодарили все четыре дня.

И все же следует сказать, что нынешний «Международный праздник джаза» удался на славу. Было лишь два сомнительных момента. Во-первых, выступление Валентины Зариповой, которая за годы творчества, к сожалению, несмотря на все старания, так и не стала джазовой певицей. Ведь поставленный голос и джазовый репертуар, к сожалению, не являются главными компонентами этого жанра. Для джазового инструментального коллектива каждый номер – это своего рода театральная игра. Что уж говорить о вокальных исполнителях, которые должны заставить зрителя чувствовать то, что чувствуют они. Примерно так выступила во второй день праздника Ирэн Аравина, которая рассказывала свои музыкальные истории с истинно джазовым драйвом.

Второй же явно провальный эпизод – работа коллектива Gallio из Швейцарии, который продемонстрировал публике «образец» современного искусства. Конечно, музыка может быть сколько угодно абстрактной, но лишь до той поры, пока во время выступления группы зал не покинет добрая половина зрителей. Как сказал с сожалением один из тех, кто продержался до конца, саксофонист Кристоф Галлио, «мы понимаем, что мы скучные. Ну… ну вот такие мы».

И все же день открытия запомнился первым отделением, в котором выступил Almaty Youth Jazz Band – коллектив, созданный на основе единственной в Центральной Азии джазовой школы. Наш знакомый рассказал о своем небольшом опыте учебы в этой школе. Пять-шесть лет назад его привели туда, и один-единственный месяц, который он там провел, запомнился тем, что одна часть новичков дула в мундштук (без инструмента), а другая барабанила по мягким стульям. Зато те, кто все же выдержал это испытание и дорос до работы с инструментом, получил возможность пройти отличную школу джаза. Бессменный руководитель школы и джаз-банда Тагир Зарипов предложил слушателям своего рода музыкальный отчет работы коллектива за год. Классические джазовые произведения, которые они исполняли, прозвучали замечательно.

А дальше праздник зажил настоящей жизнью. Оставшиеся три дня не омрачало ничто, кроме событий в Киргизии, оказавших свое влияние на ход фестиваля. Дело в том, что после Алматы зарубежные гости должны были ехать с концертом в Бишкек, но концерт был отменен. Более того, под угрозой оказалось выступление киргизских гостей – коллектива Salt Peanuts. Организаторам праздника с трудом удалось добиться, чтобы группу пропустили через границу. Иначе алматинцы бы не услышали, как может звучать эпос «Манас» в джазовой интерпретации. Манасчи (то есть профессиональный чтец эпоса) из Иссык-Кульской области просто загипнотизировал зал своим речитативом. Скромный и незаметный, он вдруг стал центром внимания всех зрителей. По окончании же рассказа вновь стал тихим и опять совершенно незаметным.

Нельзя не сказать о замечательном выступлении немецкой группы Max.bab, которая является одной из самых популярных в Германии. Энди Хаберл (ударные) мог и вовсе представлять театр одного актера, то есть барабанщика. Французский коллектив Clip! La lune предложил нечто балансирующее на грани джаза и танго, тогда как турецкий Swing a la Turk удивил стилизацией турецкого фольклора, усиленного народным инструментом нэй.

Итак, международный фестиваль подошел к концу. Все четыре дня концерты шли допоздна, и по окончании почти каждого зрители уходили под аккомпанемент ночного дождя с музыкой в сердце. Возможно, лучше всех главную идею праздника выразил немецкий музыкант, который на плохом русском сказал по ошибке: «Мы приехали из Гармонии». И в этой ошибке не было ошибки.


Тэги: концерт, культура, музыка, джаз, фестиваль


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
29.12.2009   Проба пера


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"