eng  rus 
 
Двенадцать писем к Богу
В Республиканском немецком драматическом театре уже второй год идет спектакль «Оскар и Розовая Дама» по известной пьесе Эрика-Эммануила Шмитта. При этом зрительский интерес к нему не ослабевает. Пьеса и в самом деле – бестселлер, на данный момент идет в двадцати семи театрах мира.
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №5 (18) 2010

Это одна из четырех повестей «Цикла о незримом», посвященного главным религиям: «Миларепа» затрагивает тему буддизма, «Господин Ибрагим и цветы Корана» – вопросы ислама, «Ребенок Ноэ» – обращается к иудаизму, а «Оскар...» – как бы о христианстве. Но только «как бы», потому что в самой пьесе на это обращаешь внимание лишь в одной сцене, которая происходит в церкви. В остальном – пьеса «Оскар и Розовая Дама» могла быть посвящена какой угодно религии, а скорее даже вере, в общем, без привязки к конфессии. Перчинку этой истории добавляет то, что Шмитт – наш современник (все четыре части цикла написаны с 1997-го по 2004 год), соответственно и его взгляд на религию тоже современный. Оттого, наверное, этот текст и цепляет зрителей в разных странах, что драматург через своего героя пытается обрести веру, вытесненную материальными ценностями нового века, высокими компьютерными технологиями и прочими составляющими мира современного человека.

Главный герой пьесы – десятилетний мальчик Оскар – неизлечимо болен раком, и жить ему осталось совсем немного. Родители посещают его лишь в выходные, не говорят ни о чем серьезном и стараются заполнить время пустой болтовней и играми. Они избегают тягостных разговоров, а мальчик считает их за это предателями. Его трагические будни в больнице скрашивают только озорные друзья и одна из медсестер-сиделок в розовом халате – бабушка Роза. Она советует мальчику обратиться к Богу, писать ему письма и в них просить о самом важном. А еще Розовая Дама, как зовет ее маленький пациент, предлагает Оскару игру – каждый день он должен проживать 10 лет жизни. Оскар не знает Бога, не умеет разговаривать с ним, не понимает, о чем его можно просить. Но день за днем, становясь мудрее за каждые 24 часа, проецируя все перипетии жизни взрослого человека за десятилетие на свой детский день, он все сильнее начинает чувствовать связь с Всевышним. Поначалу ведет свой разговор, может быть, слишком просто, на «третьем десятке» находит любовь в соседней палате, на пятом – налаживает отношения с родителями и понимает, что им еще тяжелее, чем ему, на шестом – у него появляются философские размышления, а на восьмом – Оскар начинает понимать смысл жизни. А вслед за ним и Розовая Дама, на самом деле не веровавшая в Бога, вдруг глубоко в себе начинает чувствовать веру.

За непростой материал взялись режиссер Игорь Гонопольский и актриса Наталья Долматова. Сцены выстроены просто, с минимумом декораций, а, как оказалось, большего для наполненного смыслом текста и не надо. Раньше Розовую Даму играла Ирка Абдульманова, сейчас – в эту роль великолепно вживается Лидия Ганн – опытнейший член труппы. Оскара играет – открытие Немецкого театра – Филипп Волошин. Этот подвижный молодой человек не так давно выступает на театральных подмостках, но смотрится в этой сложной роли очень органично и правдоподобно.

Интересно, что одной из лучших постановок этой пьесы считают моноспектакль Алисы Фрейндлих в Санкт-Петербурге. Он получил и «Золотой софит», и «Золотую маску», но это даже не важно. Актриса демонстрирует на сцене чудеса перевоплощения, играя одновременно и мальчика (словно реанимируя свою знаменитую роль Малыша в истории про Карлсона), и пожилую медсестру, быстро, но при этом очень тонко, переходя от одногообраза к другому.

Необычная по форме пьеса из писем десятилетнего мальчика, написанных, но не отправленных по причине незнания местонахождения адресата, лишена слезливости и мелодраматичности. А что, как не отсутствие чрезмерной сентиментальности и пафоса может вызвать чувство веры: в талантливость драматурга, в игру актеров, жизненность ситуации, веры вообще.

Тэги: культура, театр


Оценка: 5.00 (голосов: 2)



Похожие статьи:
29.12.2009   Проба пера


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"