eng  rus 
 
«Кочегар»: гори, гори ясно
скоре по выходе «Груз-200» был без обиняков назван критикой главным российским фильмом «нулевых». Так это или не так, бог знает, но уже тогда, в 2008-м, стало ясно, что «Груз…» – главный фильм для самого Балабанова, его summa summarum, художественное завещание, после которого ему следовало озаботиться либо новой эстетической программой, либо расписанием заслуженного отдыха. Понадобилось еще два года («Морфий», ставший, по сути, трибьютом другу режиссера Сергею Бодрову-младшему, не в счет), дождаться выхода «Кочегара», чтобы добавить к «Грузу-200» еще один эпитет: итоговый. Иначе говоря, снимать рыхлого «Кочегара» после свинцового «Груза-200» для Балабанова было примерно то же самое, как для Карла Маркса было бы защищать диссертацию в институте марксизма-ленинизма.
Комментарий

Комментарий
Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №21(34) 2010

Мировосприятие режиссера, замешанное на жажде национального реванша, так точно срезонировавшее с общественными настроениями конца 90-х – начала нулевых и в окончательной (хотя и чудовищно запоздавшей) редакции оформившееся в 2008-м, не изменилось, похоже, ничуть. Однако во вторую половину нулевых ситуация с национальной идеей очевидно трансформировалась. Не то чтобы реваншизм перестал пользоваться устойчивым спросом – преобразился сам тренд, когда вчерашние командующие народных фронтов занялись кабинетной работой, а более или менее вменяемые бойцы поняли, что подвозить хлеб человечеству и не в их возможностях, и не в их интересах. В горячих точках (чуть не вырвалось: топках) национального ренессанса по-прежнему оставались маргиналы – бритоголовые, с одной стороны, гастарбайтеры – с другой, и прочие подобные оппозиции. Не видеть и не чувствовать этого Балабанов не мог. И в то же время не мог позволить себе жанровую перезагрузку. Отказаться от реваншизма, ставшего не только мотивационной доминантой для его наиболее успешных (известных) персонажей, но и фундаментом собственной художественной программы, для режиссера было бы равносильно творческому суициду, неудавшаяся попытка которого, фильм «Мне не больно», в 2006-м едва не подвела его под монастырь современного мейнстрима – ну или, по крайней мере, заставила многих говорить о вероятности подобной капитуляции. Поэтому своего конька в тринадцатом фильме Балабанов седлает задом наперед: в роли обидчиков главного героя, якута по национальности и Героя Советского Союза по совместительству, выступают не кавказские башибузуки, не американские гангстеры и даже не украинские националисты, а русские бандиты. Контуженный в афганскую кампанию кочегар, который между закидыванием в топку то уголька, то очередного криминального жмурика нащелкивает на пишущей машинке историю унижения малого якутского народа царским режимом, называет их – по примеру ссыльных поселенцев, живших у якутов на шее – хайлахами. Врожденный дефект этого подмороженного конфликта состоит в том, что обе его стороны представляют максимально обезличенные персонажи – условно якутские и условно русские, – и не дает на протяжении повествования ни одной живой искры. Балабанов оказывается явно не в своей тарелке: он знает русских бандитов, но не знает русских злодеев, не представляет русских ни в роли хайлахов, ни в качестве антагонистов положительного главного героя; он, похоже, искренне сопереживает якутам, но родная речь его якутских героев настолько топорна, что даже у зрителя, никогда не слышавшего слова по-якутски, во время их диалога сводит судорогой пальцы на ногах. Ключевые сцены, когда, не моргнув глазом, с бухты-барахты криминальный авторитет, во-первых, «заказывает» ни в чем не повинную дочку своего боевого сослуживца, и, во-вторых, привозит к нему же в кочегарку труп для утилизации, вовсе переключают действие на частоту дурной байки – не исключено, что той самой кочегарской побасенки о вероломности хайлахов. Набранной между делом, оборванной на полуслове и, однако же, промахнувшейся мимо топки.

Тэги:


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
14.12.2010   Игры у моря


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"