Праздник со слезами на глазах
Ровно сто лет назад, в октябре 1911 года, началась Синьхайская революция, которая положила конец императорской власти в Поднебесной и самым решительным образом изменила судьбу огромной страны и ее многомиллионного народа. Пожалуй, именно революционные события в год Синьхай по традиционному календарю сделали Китайскую Народную Республику такой, какой мы ее знаем сегодня, со всеми впечатляющими успехами и сложными проблемами
Архив
Сунь Ятсен (крайний справа) учился делать революцию в Японии
Архив
«Новая армия» Китая, обученная германскими офицерами, недолго служила опорой маньчжурской династии Цин
Архив
Синьхайская революция превратила город Нанкин из символа национального позора в столицу Китайской Республики
Архив
Юань Шикай (слева) и Чан Кайши (справа) стремились объединить страну военной силой, но успеха не достигли
|
Автор: Евгений Пастухов
Локация: Алматы
Номер: №17-18 (54-55) 2011
Революция в Китае началась 10 октября 1911 года с успешного восстания военнослужащих в городе Учан. Захватив власть в свои руки, офицеры объявили Китай республикой, срезали свои косы в знак освобождения от маньчжурской династии Цин и призвали мирное население перейти на сторону восставших: «Голодный народ, заброшенные поля, повсюду стоны и мольбы бедняков о помощи. Кто, как не маньчжуры, лишили их всего и поставили на край гибели? Мы обращаемся к вам, отцы и братья 18 провинций Китая. Не щадите сил для полной победы над врагом и возрождения нашей страны, чтобы мы смогли смыть наш позор и на вечные времена учредить республику».
Впрочем, крайне эмоциональное воззвание народу сопровождалось и специальным заявлением, адресованным губернаторам, высокопоставленным военным, чиновникам среднего звена и бюрократам, словом, тем, кто, собственно, и являлся фундаментом цинской системы правления. Взывая к патриотическим чувствам, вооруженная оппозиция стремилась завоевать симпатии всех слоев общества. При этом главные требования мятежников сводились к «трем народным принципам», сформулированным Сунь Ятсеном: «национализм», то есть свержение чужеземной маньчжурской династии и восстановление чисто китайской администрации; «народовластие» – ликвидация монархического строя и учреждение республики; «народное благосостояние», которое понималось как постепенная национализация земли.
Как бы то ни было, но расчет революционеров полностью оправдался. Учан вызвал цепную реакцию восстаний в крупных городах Китая, быстро завершившихся крахом империи. 1 января 1912 года было официально объявлено о создании Китайской Республики, президентом которой стал один из главных идеологов революции Сунь Ятсен. Эпоха перемен
Довольно быстрое падение Цинской династии, правящей почти три века, во многом было реакцией на серьезный системный кризис, поразивший Срединную империю в начале XX столетия. Уже давно канули в Лету те времена, когда императоры Цин проводили гибкую внутреннюю политику и активно расширяли территорию государства. Именно при них, кстати, впервые после правления чингизидов, в состав Китая вернулись Монголия, Тибет и Синьцзян, а соседние Корея, Бирма и Вьетнам стали сюзеренами Пекина.
Однако если начало правления Цинов способствовало экономическому, научному и культурному расцвету Поднебесной, то последние годы стали олицетворением упадка и военных неудач. Так, результатом поражений Пекина в двух «опиумных войнах» с Великобританией в середине XIX века стали гигантские контрибуции и унизительный Нанкинский договор, ущемлявший национальный суверенитет Китая. Англия фактически открыла страну для последующего вторжения США, Франции, России, Германии и Японии, которые либо навязывали цинскому правительству неравноправные договоры, либо напрямую отторгали его земли. В итоге Китай из региональной сверхдержавы, умевшей навязывать соседям собственные правила игры, превратился в полуколониальное государство.
Постоянный рост налогов, которые шли на выплату контрибуций, галопирующая инфляция, засилье иностранных купцов, промышленников и религиозных миссионеров вызывали народные выступления в Китае. Ответом на крестьянские бунты, военные поражения и частичную утрату суверенитета стала попытка проведения общественно-политической и социально-экономической модернизации страны.
В 1895 году китайскому императору Гуансюю предложили план поэтапных политических и экономических реформ. Глава государства готов был действовать тут же, но проблема заключалась в том, что реальной властью в стране обладал не император, а его тетушка – вдовствующая императрица Цыси, противница любых реформ. Начало преобразований было отложено и стало возможным лишь после очередного военного поражения Китая от Германии. В июне 1898 года сторонники императора вынудили Цыси признать неизбежность изменений. Вскоре в Китае появились новые министерства в сфере промышленности, торговли, сельского хозяйства, но самое главное, был разработан план радикальной модернизации армии и флота, создавался первый университет и пересматривалась классическая система образования.
Переходный период, однако, закончился в сентябре того же 1898 года, когда верные Цыси войска свергли Гуансюя. Впрочем, одно из его начинаний власти страны развили. Они не стали отказываться от намерения реформировать армию, которая должна была научиться эффективно реагировать на внутренние и внешние угрозы. Инициатором военной реформы стал генерал Юань Шикай, который особое внимание уделял германскому опыту военного строительства. Он привлек немецких офицеров к обучению своей «Новой армии» и оснастил ее самым современным оружием.
Завершение реформ, или, вернее, их однобокий курс, вызвал появление в Китае многочисленных организаций революционеров, решивших бороться с маньчжурской династией как главным препятствием страны на пути к богатству и процветанию. Китайские революционеры брали за образец западные страны и восхищались соседней Японией, где масштабные реформы «революции Мэйдзи» изменили жизнь островного государства до неузнаваемости. За каких-то тридцать лет Япония из отсталой азиатской страны, едва не ставшей колонией европейских держав, превратилась в промышленное государство с густой сетью железных дорог, хорошо отлаженной телеграфной связью и поголовно грамотным населением.
Сунь Ятсен, учившийся в США, Европе и Японии, мечтал о том, чтобы Китай вновь стал таким же влиятельным государством в регионе, как Страна восходящего солнца. К этому времени она не побоялась бросить вызов России и даже выиграла русско-японскую войну. Такого же мнения придерживался и другой лидер китайской революции, будущий глава влиятельной партии Гоминьдан и президент Тайваня Чан Кайши. Он, кстати, не только получил военное образование в Японии, но и успел послужить в местной армии.
В 1905 году Сунь Ятсен создал из ряда оппозиционных группировок «Объединенный союз». В принадлежащем организации журнале «Миньбао» («Народ») Сунь Ятсен обосновывал необходимость проведения революции. В частности, он писал, что «предстоящая китайская революция не только должна покончить с маньчжурским владычеством и монархией, но и решить неотложные социальные задачи, цель которых сделать Китай сильным и могущественным государством, способным освободиться от притеснения со стороны иностранных держав и перегнать по уровню экономического развития ведущие страны Европы и Америки».
Печатный орган «Объединенного союза» блестяще справился с пропагандистскими задачами и сумел сформировать правильное общественное мнение в Китае. Несмотря на радикальные взгляды Сунь Ятсена в области национализации земли, антиманьчжурские лозунги и идея свержения монархии вызывали симпатию у части бюрократии, а также у нарождающегося под западным влиянием предпринимательского класса и военных. Все они и рассматривали процесс реформ и трансформации страны как главное средство преодоления отсталости Китая. В этих общественных кругах семена революции дали обильные всходы, а китайская армия, где острее других чувствовали горечь военных поражений, стала самой питательной почвой. В Юньнаньском военном училище, например, в ячейку «Объединенного союза» входили сам начальник училища Ли Гэньюань и часть преподавателей. Они выступали за революцию и приобщали курсантов к чтению «Миньбао». Позднее в своих мемуарах один из заметных деятелей КНР Чжу Дэ напишет: «Солдаты «Новой армии» были набраны из крестьян. Они питали лютую ненависть к диктаторскому прогнившему цинскому правительству, к помещикам, облагавшим их тяжкими поборами, и были крайне недовольны рукоприкладством в старой армии, а также старыми офицерами, которые урезали солдатские пайки». Новая жизнь
Сбросив династию Цин и проведя парламентские выборы, Сунь Ятсен с единомышленниками принялись активно реформировать страну. Новое правительство отменило многие средневековые установления и обычаи. Были изданы указы, запрещавшие курение опиума, применение пыток при допросах, торговлю людьми. Отдельный документ обязывал все население срезать косы и тем самым освободиться от «символа национального позора». Появившаяся конституция провозгласила равноправие всех граждан «независимо от расы, класса и религии», право частной собственности и свободу предпринимательства. Среди главных демократических свобод китайской республики назывались неприкосновенность личности и жилища, свобода слова и печати. Также основной закон страны провозглашал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Конституция Китая получилась действительно демократической по своему характеру. Однако если новые власти Китая сумели быстро реализовать два важных принципа – «национализм и народовластие», то обеспечить «народное благоденствие» им оказалось не под силу. Революционная эйфория постепенно улетучивалась и Китай вступал в длительную полосу раздробленности и неопределенности.
Пытаясь избежать гражданской войны, 1 апреля 1912 года Сунь Ятсен добровольно отказался от президентского поста в пользу генерала Юань Шикая. Пикантность ситуации заключалась в том, что генерал успел поработать на должности премьер-министра в правительстве Цин, побороться с революционерами, и, имея мощные вооруженные формирования, продолжал оказывать давление на политических противников.
Сунь Ятсен пошел на компромисс, надеясь утвердить парламентские формы управления Китаем. Это давало ему серьезные политические преимущества, так как ведущей силой в парламенте оставался его «Объединенный союз», а затем созданная им партия Гоминьдан. Однако Юань Шикай вовсе не собирался использовать парламентские методы в борьбе за власть. Он сосредоточил все свое внимание на мобилизации сторонников из числа военных. Генерал взял 25 млн. фунтов стерлингов у западных банков и направил их на укрепление своей Бэйянской армии, некоторые части которой перебросил в стратегически важные районы страны. После того как в результате покушений были убиты сторонники Сунь Ятсена, в частности в марте 1913 года погиб Сун Цзяожэнь, лидер парламентского большинства, претендовавший на пост премьер-министра, гоминьдановское руководство предложило разорвать отношения с Юань Шикаем и начать с ним вооруженную борьбу.
Вооруженные столкновения между республиканцами и Юань Шикаем, который добивался неограниченной личной власти и в конце концов объявил себя новым императором Китая, получили название «второй революции». После трех лет гражданской войны Юань Шикай внезапно умирает. Его преемник главнокомандующий войсками и премьер-министр пекинского правительства генерал Дуань Цижуй попытался объединить страну военным путем. В ответ Сунь Ятсен призвал китайский народ к борьбе против диктатора Цижуя в защиту конституции 1912 года, рассчитывая прежде всего на лояльность генералов, располагавших реальными военными силами. Однако милитаристы были заняты междоусобной войной. При этом они легко шли на сделки с различными политическими силами и так же просто разрывали достигнутые прежде договоренности.
Проблема усугублялась тем, что милитаристы превратили огромную территорию Китая в «лоскутное одеяло» и правили китайскими провинциями как собственными вотчинами. Весьма показательно, что даже в ближайшем окружении Сунь Ятсена, озабоченного идеей объединения страны, присутствовали военные с федералистскими взглядами. Так, военный министр республиканцев Чэнь Цзюнмин подобно северным милитаристам считал Гуандун исключительно своей собственной крепостью.
В общем, в этот период центральная власть в Китае отсутствовала, и без того слабая экономика страны деградировала, а государство все глубже погружалось в пучину всеобщей смуты и нуждалось в наведении порядка сильной рукой. С присвоением звания генералиссимус Сунь Ятсен, впрочем, не получил реальной военно-политической власти. Фактически он вновь пошел на компромисс, теперь уже с местными милитаристами, которые прикрывались популярным политиком для оправдания своей политики и действий.
Мечту Сунь Ятсена об объединении страны после его смерти в 1925 году частично осуществил лидер партии Гоминьдан Чан Кайши. После так называемого Северного похода против генералов, правивших на севере Китая, власть Гоминьдана признали практически на всей территории страны. Чан Кайши сосредоточил бразды правления в своих руках и приступил к мирному строительству, опираясь на военных и полицию. В стране прекратился хаос, ожила экономика, но относительно спокойное развитие Китая продолжалось очень недолго. Вскоре у Чан Кайши начались серьезные противоречия с коммунистами, которым не пришелся по вкусу его рецепт национального спасения, а затем Китай вступил в войну с Японией.
Цыплят по осени считают
После Синьхайской революции мир в Китай вернулся лишь с окончательной победой коммунистов и провозглашением 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики. И хотя годовщина революции является важной датой для современного китайского государства и для Тайваня, где она празднуется наряду с национальными праздниками, к самим событиям года Синьхая и их последствиям у китайцев отношение неоднозначное. Безусловно, именно революции 1911 года Китай обязан своими успехами. Ему действительно удалось превратиться в одну из самых мощных экономик мира. Сегодня КНР – это не только мировая фабрика, но и кредитор различных государств, в том числе Европы и Америки. В этом смысле, безусловно, цели китайских революционеров были достигнуты. Китай вновь стал влиятельной региональной и мировой державой, как некогда Срединная империя, куда стремились Марко Поло и Колумб.
Другой вопрос, какую цену заплатил Китай за свои нынешние достижения. Синьхайская революция и кардинальная трансформация не готовых к реформам страны и общества привела к хаосу и долгим годам безвременья. В условиях патриархального общества либерально-демократические преобразования основательно расшатали структуру власти и разорвали привычные социальные связи. Политическое и территориальное единство страны было нарушено. Последствия этого не преодолены до сих пор – именно вследствие революции 1911 года Монголия получила независимость, а статус Тайваня до сих пор является головной болью Пекина. Можно вспомнить, что Тибет вплоть до 1951 года пользовался широкой автономией и был частью китайской республики только формально, к тому же на территории Синьцзяна внешние игроки в той или иной мере реализовывали свои геополитические проекты. В частности, речь идет о Восточно-Туркестанской республике.
Опасность раскола страны и общества в результате форсированной трансформации, наверное, является одним из главных итогов Синьхайской революции. Вопрос заключается в том, что в обществе с традиционной восточной организацией неконтролируемая политическая либерализация приводит к резкому снижению качества государственного управления. И на этом фоне у народа появляется ностальгия по сильной руке, жесткой, но справедливой власти, которая может покончить с беззаконием и хаосом. Китайское население, уставшее от постоянных войн милитаристов и жаждавшее появления нового сильного лидера, сначала увидело его в милитаристе Чан Кайши, а затем в коммунисте Мао Цзэдуне. Похожие процессы проходили в СССР, где годы правления Сталина и наведения порядка порой бесчеловечным путем были своего рода ответом за период революционного безвластия, и в Германии, объединенной зловещей фигурой Гитлера.
Примечательно, что в 1943 году генералиссимус Чан Кайши написал книгу «Судьбы Китая», в которой утверждал, что «каждый молодой человек в Китае должен стать либо солдатом, либо летчиком», а лозунг «Одна партия, одна идеология, один вождь» почти дословно копировал гитлеровское «Один народ, один Рейх, один вождь». При этом пламенный революционер и ученик демократа Сунь Ятсена в Тайване построил жесткий авторитарный режим. Но самое удивительное заключается в том, что впоследствии Чан Кайши превратился в сторонника традиционных ценностей и ненасильственной модернизации. Тем самым он, по сути, признал правоту своих давних политических противников из стана реформаторов, опасавшихся катастрофических социальных потрясений и предлагавших действовать медленно и осторожно. К примеру, Лян Цичао яростно критиковал цинский режим, но затем поддержал авторитарного Юань Шикая, видя в нем спасение целостности Китая. По его словам, никакая революция не способна привести к подлинным общественным и экономическим преобразованиям: «Как семена тыквы могут порождать только тыкву, бобов – только бобы, так и революция может породить только новую революцию, но никак ни политическое преобразование».
Таким образом, самый важный урок Синьхайской революции, возможно, как раз и заключается в том, что масштабные социальные эксперименты не следует проводить в неподготовленном обществе. Ведь в противном случае какими бы благими намерениями ни руководствовались реформаторы и революционеры, стране и обществу приходится платить страшную и очень высокую цену. Она может включать в себя развал государства и гибель сотен тысяч или даже миллионов мирных людей. В XX веке Китай прошел через это первым, и он же первым показал, что выучил собственный урок, не позволив раскачать лодку в 1989 году на площади Тяньаньмэнь.
|
|
Тэги:
Оценка: 0.00 (голосов: 0)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|