eng  rus 
 
Семейная лодка разбилась о...
Новый фильм Ларса фон Триера «Антихрист» никак не мог добраться до Алматы, несмотря на то, что анонсировался еще в июле-августе. Его прокатная судьба сложно складывается и в России, а в некоторых странах, например в Великобритании, фильм и вовсе запрещен.
Автор: Анна Асонова
Локация:
Номер: №7 (7) 2009

В Алматы киноленту представлял Олег Борецкий, но не в рамках киноклуба. Это был пробный показ с целью определения зрительского мнения – стоит или нет показывать фильм на большом экране. 

Об «Антихристе» написано уже так много, что дотошный зритель, знакомящийся с разными рецензиями, может просто потеряться среди такого потока серьезных трактовок, детальной расшифровки символов, откровенной ругани, киноманских ерничаний и прочей критики, что обрушилась на фильм. Освистанное на Каннском кинофестивале, получившее «антиприз» экуменического (религиозного) жюри за унижение женщины триеровское полотно безумно талантливо с кинематографической точки зрения, но в той же степени отвратительно со зрительской. Если в предыдущих фильмах его герои страдали от морального насилия, то на этот раз еще и от физического, показанного чересчур натуралистично. Для зрителя, даже знакомого с приемами фон Триера по предыдущим фильмам, где что ни сюжет, то моральная издевка, сеанс «Антихриста» превратился в проверку психики на прочность. Некоторые сцены приходилось смотреть, зажмурившись, и если от визуального ряда еще можно было спрятаться, то от бурной реакции соседей по кинозалу – возгласов и визгов – деться было некуда. Можно было, конечно, выйти прочь из зала, но на то он и скандальный режиссер-манипулятор, заставляющий даже непримиримых оппонентов не только досматривать фильмы до конца, но и говорить о них после.

Триер с самого начала приковывает внимание потрясающе красивыми сценами супружеской страсти, снятыми в монохроме, положенными на чарующую музыку Генделя. В этом же идеально выстроенном видеоряде ребенок супругов, оставшийся без родительского внимания, увлекшись падающими снежинками, вываливается из окна. В следующих кадрах родителям скорбью, болью и отчаянием придется расплачиваться за свою сексуальную невоздержанность. Мужчина (в исполнении актера Даниэля Дефо), психолог по профессии, увозит свою жену (Шарлотта Гейнсбур) в лес, называемый в фильме Эдемом, чтобы провести там сеанс психотерапии и вывести ее из депрессии. Но их Эдем оказывается не райским садом, а мистической чащей, где начинает твориться всякая чертовщина. Оттого и центральное древо в лесу, созданном однозначно не богом, оказывается не цветущим плодоносящим кустом, а засохшей корягой. Рациональный подход мужчины к этой проблеме, желание разложить все по полочкам – основаниям пирамиды, с помощью которой он пытается выяснить иерархию страхов жены, наталкивается на гораздо более могущественную и необъяснимую силу. Оказывается, сексуальная одержимость жены (а фильм изобилует довольно откровенными сценами), ее «природное», возобладавшее над материнским, порождено совсем не божественными усилиями. «Природа – церковь Сатаны», – произносит героиня и погружает своего мужа в царство хаоса и физических мучений. Калечит женщина и несчастного супруга и себя, пытаясь избавиться от «похотливой» плоти – режиссер все это изображает довольно подробно. Справляется с этим безумством мужчина также топорно, как справлялись с непонятным, а оттого пугающим, в Средневековье.

Если разобраться, получается обычный триллер, нашпигованный символами и теориями о том, что участие сатаны в создании мира ничуть не меньше, чем бога. Но про такие фильмы, а сразу надо оговориться, что их за всю историю кинематографа было не так уж много, не принято говорить «понравился – не понравился». Вопрос стоит: принимать или не принимать такое искусство. Европейских и российских зрителей ничуть не меньше, чем жестокость фильма, возмущало посвящение «Антихриста» Тарковскому. В фильме и правда много цитат из «Зеркала» и «Соляриса». Сам Арсений Тарковский, посмотрев раннюю ленту фон Триера на каком-то кинофестивале, выразился: «Полное г..!». Но отвратительная эстетика, если подумать, имеет такое же право на существование, как всякая другая. А этого Триеру простить и не могут – так талантливо воспевать человеческую низость.

Тэги: кино, культура, Олег Борецкий, рецензия


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
29.12.2009   Проба пера


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"