Автор: редакция
Локация:
Номер: №4 (4) 2009
Вполне очевидно, что таким образом правительство в лице Министерства образования ставит перед собой задачу попытаться усилить идеологическое воздействие на население с целью защиты основ светской государственности, повышения уровня толерантности в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Особенно это актуально в связи заметным ростом влияния религиозных организаций, в том числе и радикального толка.
Отсюда и достаточно нейтральное содержание имеющихся программ по курсу религиоведения. Здесь и введение в курс вопроса, и рассказ об основных религиях. Однако этим курсы религиоведения очень похожи на старые советские программы по научному атеизму. Причем если атеистическое образование изначально было основано на идеологическом противопоставлении религии, то предлагаемые в Казахстане курсы подчеркнуто нейтральны и ориентированы на предоставление информации.
В то же время для решения поставленной государством задачи нужны соответствующие кадры и, самое главное, разработанная до мелочей идеологическая концепция отношения к религии и тем вопросам, которые она ставит в современном обществе. Так, учителю необходимо быть готовым комментировать сложные ситуации, по которым у государства еще нет собственной позиции. Например, можно вспомнить проблему одного актюбинского рабочего, которого сначала уволили из-за бороды, на которую не налезал противогаз, затем через суд восстановили на работе.
Ясно одно, что с религией нельзя обращаться формально. И если вы ставите задачу защищать светские основы государственности, тогда необходимы соответствующие идеологические разработки, такие какие есть в той же Турции. В противном случае это будут те же курсы научного атеизма с риском пустить в перспективе в школы религиозных проповедников. Ведь речь пойдет об информации о религии, а кто способен лучше проинформировать по этому вопросу, как не проповедники.
|