Автор: редакция
Локация:
Номер: №4 (17) 2010
Более того, он сделал это еще до начала светской инаугурации и в отсутствие неприятных Русской православной церкви глав двух самопровозглашенных украинских церквей митрополитов Филарета и Мефодия, не говоря уже о местных греко-католиках, возглавляемых митрополитом Любомиром Гузаром. В то время как прежние украинские президенты сначала проводили инаугурацию, а затем уже молебен с участием представителей всех конфессий, что, в общем-то, логично.
Для Кирилла это огромная победа. Хотя в своей речи он и говорил много о единстве Украины, но в его словах был вполне очевидный подтекст. Украина – это не просто каноническая территория Русской православной церкви, но и важная часть так называемого «Русского мира», защита интересов которого является одним из главных приоритетов Московского патриархата. Поэтому, с точки зрения Кирилла, никого не должен смущать тот факт, что глава церкви из одного самостоятельного государства дает благословение президенту другого.
Характерно, что комментаторы из государственного российского телевидения сразу после речи Кирилла на молебне добавили фразу про «один народ», имея в виду русских и украинцев. Потому что патриарх говорил о духовном пространстве «Святой Руси», а политики понимают это со своей политической точки зрения. Хотя складывается впечатление, что вместе они практически работают в унисон.
Соответственно благословение Кирилла со стороны выглядит как демонстрация победы Москвы. Просто для него в этой победе в первую очередь важны его идеологические противники из сторонников автокефальной церкви на Украине, а для российских властей важнее демонстрация доминирования на постсоветском пространстве. Но вместе они работают на сильную Россию.
Проблема в том, что в этой концепции по большому счету нет места Украине и украинскому народу. Когда в Москве ведут речь о единстве, они понимают его только под своим прямым руководством.
|