eng  rus 
 
60 лет для Китая и всего мира
С тех пор, как ровно 60 лет назад 1 октября 1949 года в Пекине в присутствии 300 тысяч человек председатель Мао Цзэдун провозгласил Китайскую Народную Республику, прошла целая эпоха, за время которой Китай смог пройти путь от отсталой страны через зачастую безжалостные социальные эксперименты к статусу новой мировой державы. Хотя сегодня, по большому счету, при довольно формальном следовании коммунистической традиции эта страна просто возвращает свое прежнее положение величайшей империи не только в Азии, но и в мире
REUTERS
REUTERS
Автор: Султан Акимбеков
Локация: Алматы
Номер: №7 (7) 2009

За последние сто лет Китай весьма добросовестно сделал несколько серьезных попыток догнать западные страны, отставание от которых стало очевидным еще в середине XIX века во время так называемых «опиумных войн». Тогда поражение от коалиции европейских стран, которые силой вынудили Китай открыть свои рынки для торговли, в том числе и опиумом, нанесло весьма болезненный удар по самолюбию китайцев. Серия новых поражений и потеря части территорий – Гонконг, Порт-Артур, Далянь, Шаньдун, ставших колониями Великобритании, России и Германии соответственно, в конечном итоге привели в 1911 году к Синхайской революции и свержению монархии. 

Это была первая попытка построения в Китае республики по западному образцу. Однако в результате ничего не получилось. Страна оказалась разделенной на владения генералов-милитаристов, которые правили отдельными территориями, как своими вотчинами. В своем большинстве они признавали власть генерала Чан Кайши, в то же время пользовались полной самостоятельностью.

Следующий эксперимент как раз и начался 60 лет назад после победы в гражданской войне Коммунистической партии Китая. Хотя на момент завершения Второй мировой войны в 1945 году соотношение сил между коммунистами и возглавляемой Чан Кайши партией Гоминьдан составляло один к шести. Кроме того, КПК уверенно контролировала только один район страны – Маньчжурию. Именно это сыграло ключевую роль в последующих событиях. СССР поддержал коммунистов и передал им все вооружение японской Квантунской армии. В серии эпических сражений с 1946 по 1949 год пользовавшиеся поддержкой США гоминьдановцы были разбиты и бежали на Тайвань.

Помимо советской помощи важную роль сыграла также организованность КПК и жесткая централизация власти, что смотрелось особенно выигрышно на фоне Гоминьдана, состоявшего из множества фракций, представлявших интересы различных политических кланов и отдельных милитаристов. Однако затем именно централизация стала причиной дальнейших потрясений в Китае. В результате внутрипартийной борьбы сторонники более прагматичного подхода Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин проиграли Мао Дзэдуну. Последний стремился к резкому рывку в индустриализации страны с целью как можно быстрее преодолеть отставание Китая от ведущих стран мира. Достижению этой цели должны были быть подчинены все ресурсы государства и общества. Одновременно он настаивал на тезисе о развитии и продолжении классовой борьбы в процессе строительства социализма. Это стало причиной массовых репрессий. Всего жертвами экспериментов радикального социалистического толка в Китае в 1950–60-е годы стало от 20 до 30 млн. человек.

Характерно, что собственно борьба мнений между Мао Дзэдуном и его оппонентами в руководстве китайской компартии очень напоминала традиционный для китайской государственности спор между легистами и конфуцианцами. Легистами от латинского слова lex (закон) в истории Китая называли представителей зародившегося еще при империи Чжоу в середине I тысячелетия до н. э. движения, которые в самом общем смысле настаивали на усилении роли государства, строгой регламентации жизни населения, даже его подавления с целью концентрации всех ресурсов ради решения масштабных задач. Самым известным легистом был некий Шан Ян, который в духе легистских идей провел реформы в княжестве Цинь, что позволило последнему в 221 году до н. э. силой объединить Китай. Именно глава Цинь стал первым китайским императором – Цинь Шихуанди.

Однако подавление населения легистами при Цинь было настолько масштабным, что это вызвало восстания, которые привели к ее падению сразу после смерти первого императора. В новой китайской империи Хань сохранили прежние принципы организации государства, но заметно снизили давление на общество, действуя уже в духе конфуцианских идей. Конфуций, который также жил в эпоху империи Чжоу, и его последователи в самом общем смысле выступали за гармонию отношений государства и общества. Именно комбинация легистских и конфуцианских идей в итоге и легла в основу китайской имперской государственности, которая просуществовала практически в неизменном виде до середины XIX века.

С осени 1973 года с подачи Мао Дзэдуна началась пропагандистская кампания против конфуцианцев, причем ее необходимость связывалась с задачами по укреплению диктатуры пролетариата и против реставрации власти «рабовладельческой аристократии». Хотя у данной кампании были вполне конкретные адресаты из числа партийной номенклатуры, в то же время ее смысл заключался в том, что Мао настаивал на жестком подавлении общества ради прорыва всей страны вполне в духе легистских идей. В то время как практики из партийного руководства вроде Дэн Сяопина, не отказываясь от общей цели усиления государства, фактически придерживались конфуцианских взглядов за гармонию отношений государств и общества.

После смерти Мао в сентябре 1976 года борьба между сторонниками продолжения его линии и умеренными закончилась победой последних. Дэн Сяопин фактически стал лидером государства и начал процесс частичной либерализации экономической жизни под государственным контролем, результаты которого мы наблюдаем сегодня. Сегодня китайская модель выхода из пике времен позднего социализма считается оптимальной и вызывает зависть в бывшем СССР, который просто развалился под грузом внутренних противоречий, не выдержав начала политической либерализации.

В 1989 году Китай также мог пойти по этому пути. Массовые выступления на площади Тяньаньмэнь с требованием начала демократических реформ и откровенная слабость части китайского руководства того времени поставили страну в сложное положение. Крайне непопулярное решение о разгоне митинга тогда принял именно престарелый Дэн Сяопин, тем самым еще раз продемонстрировав роль личности в истории. Своими действиями он четко показал, что его приоритетом являются интересы государства, а не идеология, какой бы хорошей она ни была. Дэн Сяопин при Мао был либералом, в 1989 году он проявил жесткость, хорошо понимая, ради какой цели он действует, и отдавая себе отчет в возможных рисках.

В наследство Дэн Сяопин оставил государство, которое по своей организации очень сильно напоминает великие китайские империи прошлого. Просто вместо одного императора в Китае фактически у власти находится нечто вроде коллективного императора.

Тэги: история, Китай


Оценка: 5.00 (голосов: 1)



Похожие статьи:
15.06.2010   Южный крест


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"