eng  rus 
 
На берегах Иордана
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в начале ноября посетил арабские страны Ближнего Востока, в том числе и Иорданское Хашимитское Королевство. В целом поездка главы государства в один из самых неспокойных регионов мира стоит особняком среди других его зарубежных вояжей последнего времени. И дело не только в достигнутых с иорданским лидером соглашениях
Президент Казахстана Н. Назарбаев легко находит общий язык с лидерами ближневосточных стран,в том числе с королем Иордании Абдаллой II
REUTERS
Президент Казахстана Н. Назарбаев легко находит общий язык с лидерами ближневосточных стран,в том числе с королем Иордании Абдаллой II
Автор: Асхат Шукуров
Локация: Алматы
Номер: №10 (10) 2009

3 ноября Нурсултан Назарбаев прибыл в иорданскую столицу Амман с двухдневным официальным визитом. В ходе переговоров стороны договорились об углублении политического и экономического сотрудничества двух стран. Большое внимание уделялось таким направлениям, как сельское хозяйство, энергетика, фармацевтическая промышленность и туризм. Так, представители Иордании и Казахстана подписали программу партнерства в области туризма и план работы на ближайшие два года. Обсуждался и проект создания в Казахстане совместного предприятия по выпуску медицинских препаратов.

Кроме того, после посещения главами государств проектно-конструкторского бюро Абдалла II заявил о желании проводить совместную модернизацию военной техники, находящейся на вооружении двух стран, используя возможности Иордании. Надо отметить, что бюро, основанное всего десять лет назад, реализует совместные проекты с ведущими лидерами мирового военно-промышленного комплекса. Уже одно это делает привлекательным предложение Абдаллы. Однако интересно другое. Любое военно-техническое сотрудничество предполагает наличие тесных связей между странами. Можно вспомнить, например, союзнические отношения между Вашингтоном и арабскими странами Персидского залива, а также Израилем, важной составляющей которых является американская помощь в строительстве вооруженных сил стран региона.

Фактически Абдалла II подал недвусмысленный сигнал о стремлении открыть новую страницу в истории двусторонних отношений. Не секрет, что между лидерами двух стран сложились доверительные отношения. Для казахстанского руководителя официальный визит в Хашимитское Королевство стал вторым после его посещения Аммана в 2006 году. А иорданский король с 2005 года уже трижды находился в Казахстане. Он, напомним, побывал на юбилее Астаны, что дало повод говорить о том, будто республика занимает одно из приоритетных направлений во внешней политике арабского государства. Подтверждением тому можно считать и увеличивающийся с каждым годом товарооборот между нашими странами. К примеру, если в 2007 году он составлял 35 миллионов долларов, то в 2008-м увелился вдвое – до 73 миллионов.

Но как бы то ни было, иорданцам Казахстан интересен прежде всего не с экономической точки зрения, а как надежный партнер на международной и региональной арене. Обе страны объединяет схожесть позиций по актуальным мировым проблемам, в том числе и на Ближнем Востоке. Сегодня Амман находится в самом центре нестабильного региона. Рядом с ним Ирак, где по-прежнему не устранена угроза гражданской войны, и Израиль с нерешенным палестинским вопросом. Остается неясной также перспектива противостояния Запада и Ирана из-за его ядерной программы.

Имея столь неспокойное окружение, иорданцы очень ценят взвешенную многовекторную политику Казахстана, а также усилия государства по сохранению внутренней политической стабильности. Не случайно еще два года назад Абдалла II назвал Казахстан «примером для всех государств».

В этой связи не стоит удивляться тому, что поездку Н. Назарбаева на Ближний Восток местные СМИ расценили как очередную попытку сбалансировать деятельность Астаны в регионе. Действительно, Казахстан на данный момент единственное центральноазиатское государство, которое проводит последовательную политику на ближневосточном направлении. При этом его главными партнерами выступают и арабские страны – ОАЭ, Иордания, Саудовская Аравия – и Израиль.

Логичнее всего предположить, что визит казахстанского руководителя в арабские страны в каком-то смысле стал продолжением его встреч с представителями Израиля. Напомним, с мая по октябрь этого года Астану посетили израильский президент Шимон Перес, глава внешнеполитического ведомства Авигдор Либерман, члены правительства, а также главный раввин страны Йона Мецгер. На фоне остановившегося арабо-израильского переговорного процесса и вследствие этого некоторого похолодания отношений Израиля с Турцией, Египтом и Иорданией, Тель-Авив явно ищет для себя новое «окно» в мусульманский мир. По мнению израильтян, таковым вполне может стать Казахстан, который объективно превращается в одного из главных партнеров Израиля среди исламских государств.

В свою очередь для Астаны, претендующей на роль посредника между Востоком и Западом, предоставляется уникальный шанс стать «мостом» для диалога цивилизаций. Тем более что в ближайшие годы ее геополитическое значение будет только увеличиваться. В следующем 2010 году, как известно, Казахстан станет председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а уже в 2011-м – возглавит Организацию Исламская конференция (ОИК), которая объединяет большинство мусульманских стран. Безусловно, такое совпадение не может не отразиться на отношении к Казахстану, который теперь будет привлекать к себе все больше внимания.

Впрочем, для большинства ближневосточных стран республика уже представляет собой образец для подражания. Кому-то импонирует идея мирного сосуществования крупнейшего по территории мусульманского государства с Израилем, для кого-то важнее пример сохранения внутриполитической стабильности, даже несмотря на сложный этнорелигиозный состав казахстанского общества.

Для той же Иордании, даже при том, что по своему этническому составу монархия практически однородна, весьма актуальна проблема консолидации общества. Арабы здесь составляют 98 проц. жителей страны, остальные два процента – черкесы, чеченцы, друзы, армяне и другие. Между тем общество разделено на арабов-иорданцев и палестинцев, то есть беженцев из Палестины и их потомков. Все они в свою очередь дробятся по кланово-племенному признаку, среди которых выделяются две главные группы – кочевники и оседлые.

Оседлые иорданские племена в массе своей выходцы из Палестины и Северной Аравии. Самое интересное, что раскол между кланами уходит корнями еще в доисламскую эпоху. Например, племена иорданских бедуинов ведут свою родословную от легендарных аравийских Кейса и Ямана. Кейситы издревле переселялись из Аравии на территории нынешних Иордании, Палестины и Сирии. Яманиты появились здесь позже с началом арабских завоеваний, принеся с собой историческую неприязнь и враждебность, а потому старались жить обособленно. К примеру, в Палестине жители Вифлеема вплоть до наших дней считали себя яманитами, а Хеврона – кейситами.

Сегодня историческая вражда не имеет ярко выраженного характера, однако этот фактор по-прежнему учитывается в сохраняющихся межклановых противоречиях в политической и социальной сферах. Тем более что арабы стараются не забывать своих корней. Тот же Абдалла II считается представителем одной из древнейших династий, ведущих свою родословную от Пророка Мухаммеда.

По сути, современные хашимиты вынуждены были не только создавать иорданское государство, но и заложить основы для формирования иорданской нации. Действовать им приходилось в довольно сложных условиях, учитывая интересы различных арабских кланов и родов, а также представителей национальных и религиозных меньшинств. Так, уже в первой конституции страны от 1947 года были закреплены квоты: среди 20 парламентариев в обязательном порядке предполагалось иметь четырех христиан, двух депутатов от черкесской и чеченской общин и двух представителей бедуинов-кочевников. Даже сегодня, когда численность кочевников-бедуинов оценивается в 300 тыс. человек, то есть менее 7 проц. населения, все их крупные кланы – Бени Сахр, Бени Атыйя, Бени Халед, Сирхан, аль-Иса, Ховейтат зарегистрированы в законе о выборах, с тем чтобы обеспечить равное представительство в Палате депутатов.

Все бы ничего, но на внутриполитическую ситуацию вскоре стали оказывать влияние внешние факторы. Поражение арабов в войнах с Израилем привело к резкой радикализации народных масс. Не избежала этого и Иордания, ставшая прибежищем для сотен тысяч беженцев. Попытки либерализации общественно-политической жизни, предпринятые королем Хусейном в 1960-х годах для того, чтобы включить в политический процесс палестинцев, привели к тому, что за короткое время Амман и другие крупные города были заполнены палестинскими вооруженными отрядами, которые не подчинялись никому. Начались конфликты с иорданской полицией и армией. Пользуясь ситуацией, из подполья вышли левые политические группировки, а видные палестинские деятели открыто говорили о скором падении монархического режима. 15 сентября 1970 года король Хусейн поручил генерал-бригадиру Мухаммеду Дауду сформировать военное правительство, а армия, костяком которой оставалась бедуинская гвардия, получила приказ восстановить порядок в стране. 17 сентября танки и артиллерия регулярной армии без предупреждения атаковали позиции палестинских группировок. Несколько дней в Аммане шли бои. Последним опорным пунктом палестинских отрядов стал лагерь «аль-Вахдат», продержавшийся чуть более 10 дней. Эти события получили название «Черный сентябрь». По некоторым данным, в ходе боев погибло от 3,5 до 20 тысяч палестинцев.

После «Черного сентября» иорданское руководство всерьез озаботилось о путях национальной консолидации. Одновременно правительство разработало программу выхода из экономического кризиса. Получилось так, что оздоровление внутриполитической ситуации способствовало и экономическому росту – в страну хлынули иностранные инвестиции.

С середины 1980-х годов хашимитская монархия продвигала в стране процесс демократизации. Санкционированные королем послабления возродили партии левого толка и религиозные организации. Появилась легальная оппозиция и свободная пресса. Вместе с тем общественная либерализация проходила под жестким контролем короля, что не позволяло тем или иным силам пользоваться возможностью для «раскачивания лодки», что, безусловно, с точки зрения Запада, делало иорданскую демократию несколько ущербной.

Действительно, она зачастую не вписывалась в привычные стандарты западной демократии. Например, иорданские женщины, получив избирательное право еще в 1974 году, смогли реализовать его только в 1989-м. Кроме того, появившуюся в 1991 году Национальную хартию в мире назвали «контрактом между королевским дворцом и народом», когда первый создает относительно демократическую систему, а второй обеспечивает абсолютную лояльность монархии, независимо от политических пристрастий.

Несмотря ни на что, именно благодаря «соглашению» появился некий общественный консенсус, хотя претензий к властям меньше не стало. В середине 1990-х годов неожиданно выяснилось, что мирные соглашения с Израилем не принесли Иордании и ее населению ожидаемого результата. Большая часть общества призвала короля остановить мирный процесс. В ответ правительство усилило нажим на оппозицию. Так, в 1997 году были приняты поправки в закон о прессе. Теперь издание могло лишиться лицензии после публикаций материалов, «оскорбляющих королевскую семью, глав арабских и дружественных стран, а также наносящих ущерб отношениям Иордании с другими государствами и национальному единству страны».

При всем при этом Хусейн вынужден был пойти навстречу оппозиции. Перед смертью он назначил своим преемником принца Абдаллу – полковника иорданского спецназа. Королевская семья многим рисковала. Мать нового короля была родом из Великобритании, сам он провел долгие годы на Западе и по-английски говорил лучше, чем по-арабски. Однако у него было несколько неоспоримых достоинств, среди которых – поддержка армии и жена Рания, палестинка из Тулькарма. Дети короля считаются наполовину палестинцами, что немаловажно для страны с многочисленным и влиятельным палестинским населением.

Абдалле II досталось непростое наследство. Пообещав провести в стране рыночные реформы и заложить основы конституционной монархии, он свое слово держит. Однако поддерживая образ умеренного политика, он в то же время существенно ограничил административными методами деятельность оппозиции и всех инакомыслящих. Можно вспомнить, что в начале 2000-х годов армия и полиция безжалостно разгоняла митинги в поддержку палестинцев и иракцев и задерживала тех, кто выступал против действий США в Персидском заливе. Сам король не раз откладывал проведение парламентских выборов, опасаясь, что его сторонники могут проиграть на волне протестных настроений, как это случилось в Иране, Турции и Палестине.

Завершилось все тем, что в 2002 году Абдалла II, пытаясь отвлечь внимание общественности от внутриполитических проблем, направил ее энергию на решение вопросов социально-экономического развития страны и интеграции в мировой финансовый рынок. Так появилась стратегия «Иордания превыше всего», которая предполагает отказ от любых политических устремлений, если они могут нанести вред государственным или общественным интересам. Фактически Абдалла сначала выбил идеологическую почву из-под ног различных партий, а затем сконцентрировал усилия на том, чтобы уменьшить их количество. Между тем к не совсем демократическим мерам иорданского короля на Западе отнеслись с пониманием. Для США и Европы Амман остался важным стратегическим союзником в регионе. Им гораздо важнее тот факт, что внешняя политика Иордании строится на прагматизме и лишена жестких идеологических установок, несмотря на желания определенной части населения. С другой стороны, Абдалла II, как и его отец король Хусейн в последние годы, делает все, чтобы сохранить мир и спокойствие в стране, даже если за это приходится платить вынужденным отходом от демократии. Такова уж специфика любого восточного общества, и с этим ничего не поделаешь. Важнее другое – при всем при этом иорданский король является адекватным политиком, которому мировое сообщество может доверять. Похоже, данное обстоятельство на Западе с каждым годом ценится все выше.

нных широтах, уже холодно, идут дожди, а здесь все еще светит солнце и море, которого всегда не хватает. Можно понять тех тюркских кочевников из огузских племен, которые некогда в XI веке примерно из района нынешней Кызылорды направились на запад, к теплому морю. И хотя те воины уже давно растворились среди массы завоеванных ими народов, но они оставили свое имя, язык и что-то неуловимо близкое нашему пониманию мира. Поэтому нам так комфортно в Турции, особенно когда можно вырваться из туристической мишуры и провести несколько дней в свободном полете.

Тэги: Иордания, Ближний восток, Нурсултан Назарбаев, история


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
15.06.2010   Южный крест


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"