eng  rus 
 
Дешевая выпечка
Думали ли братья Пол и Крис Уайц в 1999 году, снимая «Американский пирог», что их фильм даст начало жанру молодежных комедий и, более того, станет классикой этого жанра. Хотя тему обременительной девственности, с которой непременно нужно расстаться, задолго до «Пирога» в 1982 году уже освещал израильский режиссер Боаз Дэвидсон в «Последнем американском девственнике», создатель популярных в свое время комедий из серии «Горячая жевательная резинка». Его фильм не получился цельным – картину шатало от сентиментальной до эротической мелодрамы. А в СССР он вызывал повышенное внимание только из-за того, что находился под запретом.


Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №13 (13) 2009

«Американский пирог» – фильм совершенно другого поколения: рожденных в 1980-х. Нельзя, конечно, сказать, что на нем выросла целая генерация, но «Пирог» задал определенную планку – все молодежные комедии, выходившее впоследствии, расценивались как хуже него или на уровне. «Достигли» его только «Евротур» и «Суперперцы». Но подражателей «Пирог» породил не одну сотню. Лавры «главной» молодежной комедии не давали покоя остальным режиссерам еще и потому, что творение братьев Уайц оказалось невероятно успешно в прокате: в Америке фильм окупился в 9 раз, по всему миру – в 21. Поэтому и появляется каждый год десяток клонов «Пирога», эксплуатирующих тему молодежного секса. Как это водится, пошло и предсказуемо, и только временами смешно. Тем не менее у таких фильмов есть своя аудитория и они делают стабильную кассу.

Наверное, в расчете на это и появился фильм с длинным, обращающим на себя внимание названием «Кайрат-чемпион. Девственник № 1». Когда у алматинского сценариста Дениса Куклина появилось предложение от одного из алматинских телеканалов написать любой, главное – интересный сценарий, из-под пера вышла именно молодежная комедия. Денис и примкнувший к нему режиссер Лев Мариупольский – ориентировались на основных посетителей кинотеатров – молодежь в возрасте от 14 до 25 лет. Эта категория киноманов посещает все премьеры, и, казалось бы, вкусы у нее непритязательны, однако, вместе с тем, это самые избалованные и требовательные зрители. Пока казахстанский кинематограф только набирает обороты, каждый вышедший на экраны отечественный фильм воспринимается как событие. В большинстве случаев наши зрительские ожидания не оправдываются. Если в авторском кино у казахстанских кинематографистов имеется неплохая школа, то в коммерческом – пока никакого опыта нет. Поэтому жанровые фильмы собираются как конструкторы из блоков. Многократно проверенные Голливудом приемы, характерные для каждого жанра, известны не только отечественным кинематографистам или пробующим себя на ниве режиссуры творческим личностям, но и, к их большому сожалению, зрителям.

«Кайрат-чемпион» в ряду попыток снять жанровое кино – не исключение, он словно собран из шаблонов, начиная от главного героя-неудачника, простофили, попадающего все время в переделки, второстепенных персонажей, под копирку снятых из разных фильмов, заканчивая мелкими комедийными приемами, которые, признаться, в «Кайрате» совершенно не срабатывают. Вот даже такой гэг, как неоднократное повторение одной и той же фразы по ходу фильма, когда главная героиня к месту и не к месту сообщает, что она «детдомовская», вызывает скорее раздражение, но никак не смех. Почему? Наверное, потому, что использование успешных приемов еще не является залогом успеха всего фильма в целом.

Создатели фильма пытаются любым способом собрать эти разрозненные шаблоны в кучу, что-то притягивая за уши, вводя не имеющие значения эпизоды. Получается не всегда, и в какие-то моменты действие просто разваливается.

В «Американском пироге» четверо друзей-выпускников, которые никак не могли потерять невинность, в конце находят не просто девушек на ночь, но и любовь. В этом заключается парадокс и в итоге успешность фильма о сексе. В «Кайрате-чемпионе» вроде посыл тот же самый, но идут к нему совсем другим путем – за слабостью сюжета в целом и убогостью большинства мизансцен в частности трудно уловить симпатию, возникающую между главными героями, и нелепый финал фильма оставляет неприятный осадок.

К раскрутке фильма создатели подошли основательно, и на волне любопытства к отечественному кино сумели привлечь зрителей в кинозалы. Жаль, что кино в данном случае воспринимают лишь как продукт, который нужно продать подороже, все-таки и в легких жанрах вполне можно делать искусные вещи.

Тэги: кино, культура, Казахстан


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"