eng  rus 
 
Хрупкая память страны
В нашей республике на данный момент работают две сотни архивов. По оценкам экспертов, их собрание – самое богатое в Центральной Азии. В нем насчитывается 19 миллионов единиц хранения. Интерес к архивным материалам в последнее время резко возрос не только у профессиональных историков, но и у работников телевидения, людей, увлекающихся прошлым Казахстана. Несмотря на это, в отрасли имеются свои проблемы, которые решаются не только за счет государственного финансирования и частного спонсорства, но и в не меньшей степени за счет преданности работников архивного дела своей профессии
М. Золотухин
Автор: Елена Устинова
Локация: Алматы
Номер: №7 (7) 2009

Для того чтобы лучше понять, чем живет архив нашего времени, мы отправились в Государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан. Еще совсем недавно, каких-то лет десять назад, на финансирование архивов выделялись очень скромные средства, не говоря уже о середине 1990-х годов, когда архивное дело в Казахстане находилось в запустении. Тогда на содержание ценных экспонатов выделялись копейки, зарплату работникам не платили по нескольку месяцев. Фонды удалось сохранить только благодаря фанатичной верности архиваторов своему делу, понимавших, что если не предпринимать какие-то меры, мы можем лишиться уникальных документов. Архив кинофотодокументов и звукозаписей поддерживали иностранные посольства и международные организации. Так, фонд Сороса предоставил архиву компьютерное оснащение, тогда как раз остро стоял вопрос о создании электронно-информационной базы – первого признака соответствия архива духу времени. 

Затем ЮНЕСКО профинансировало серию семинаров по проблемам сохранения документов и применения их в телепередачах. Это была своего рода пропаганда сохранения архивов, по всей республике семинары имели большой отклик в профессиональной среде. Семь лет назад посол Королевства Нидерландов в Казахстане подарил архиву звукомонтажный стол, который был необходим для просмотра старой 35-миллиметровой кинопленки – именно на ней хранится основная часть уникальной коллекции государственного архива. В таком оборудовании учреждение, хранящее исторические ценности, нуждалось давно.

Свою помощь в дело сохранения нашей истории внесли также американские дипломаты. Когда работники архива обнаружили, что значительная часть всего фонда кинопленки поражена грибком, конечно же встал вопрос о покупке специальных химических растворов, способных предотвратить его потерю. Дело это сложное и дорогостоящее, естественно, что в трудные 1990-е годы государственных средств не хватало. Посольство США выделило грант в размере 30 тысяч долларов на эти цели. Были реставрированы и сохранены казахстанские документальные фильмы XX века и художественные ленты периода 1985–1995 годов. Всего восстановлено полторы сотни единиц кинофотодокументов, или почти 100 тысяч метров старой пленки. Особое значение гранта выражалось не в денежном отношении, а в сохранении документов, которые могли быть утрачены.

Вопросами сохранения исторически ценных материалов по большому счету государство заинтересовалось только после объявления программы «Культурное наследие» («Асыл Мура»). В отрасль стали поступать инвестиции. Интересными были предложения выпустить уникальные архивные документы в виде сборника, голоса исторических личностей страны перенести на диски, внести кадры кинохроники о Великой Отечественной войне в электронные учебники по истории и так далее.

За семь лет существования проекта были оцифрованы и переведены на современные носители уникальные материалы. Первый сборник из музыкальной серии «Асыл Мура» был посвящен творчеству великой Куляш Байсеитовой, заключительный – «отцу» казахской оперы Мукану Тулебаеву. В этой серии также вышли диски с творчеством звезд нашей оперы, живых классиков Бибигуль Тулегеновой, Ермека Серкебаева, Розы Джамановой, музыкантов, представляющих народное искусство, Жамал Омаровой, Манарбека Ержанова, Гарифоллы Курмангалиева и композиторов Ахмета Жубанова, Бахытжана Байкадамова. Поскольку проект некоммерческий, эти альбомы нельзя найти в продаже – все экземпляры были розданы в фонды библиотек, музеев, музыкальных школ и консерваторий. Сейчас поднимается вопрос о повторном тираже дисков, которые поступили бы в свободную продажу и могли быть доступны ценителям раритетных записей.

В этом году планируется выпуск антологии тысячи казахских песен и кюев с партитурой, и это произойдет впервые в истории нашей страны. Всего же в ходе проекта «Асыл Мура» предстоит отреставрировать и перенести на современные аудионосители более пяти тысяч часов чистого музыкального звучания – это десять с половиной тысяч единиц хранения. «В наше время носители информации меняются очень быстро. Таким ненадежным хранителям как CD архив вообще не может доверять. Поэтому мы пришли к серверному хранению. Но оцифровка материалов для нас все-таки не главное. Гораздо важнее сохранить оригиналы», – рассказывает Алла Сеитова, директор Государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей.

Параллельно ведется поиск и идут переговоры о передаче в архив других уникальных записей, сохранившихся в фондах телевидения и радио, в библиотеках, частных собраниях и даже в других государствах. Согласно Программе развития архивного дела в Казахстане на 2007–2009 годы, из ее бюджета в 22 млн. тенге, пять с половиной миллионов выделено на приобретение документов из зарубежных архивов и личных собраний казахстанцев. Но в возвращении культурного наследия участвует не только государство. К примеру, редчайшая запись голоса легендарного Амре Кашаубаева, покорившего своим пением в 20-х годах прошлого столетия избалованную европейскую публику на Всемирной выставке в Париже, находилась в Москве. Благодаря стараниям казахстанского бизнесмена ее копия попала и в наш архив.

Выход казахстанского архивного дела на международную арену подразумевает внедрение новых технологий сбора, хранения и распространения исторических документов. У архиватора сегодня совсем иной, чем раньше, имидж: высоко эрудированный, хорошо знающий историю страны, азы архивного дела, навыки менеджмента и новые информационные технологии специалист. Таким должен быть современный архиватор. Однако в стране сейчас насчитывается всего 184 профессиональных архиватора, и может так случиться, что им просто некому будет передать свое дело – с 2004 года набор абитуриентов на специальность «архивоведение» в КазНУ им. Аль-Фараби был прекращен, а в самих архивах уже более двадцати лет не появлялось ни одной вакансии – новые места не создаются из-за крайне скромного фонда заработной платы. Правда, бывают случаи, когда молодые люди упрашивают руководство архива взять их волонтерами – видимо, не все в нашей стране помешаны на высокооплачиваемой работе.

Ранее у каждого архива имелся свой банковский счет, на который поступали средства за производство копий архивных материалов. Деньги с этого счета могли расходоваться исключительно на решение проблем и развитие самого архива, ни в коем случае не пополняя фонд заработной платы. Но согласно недавнему указу Министерства образования и науки, архивам, находящимся на государственном обеспечении, теперь запрещено взимать плату за свои услуги – предоставление и копирование ретрохроники. Воспользоваться уникальными материалами совершенно бесплатно теперь могут не только местные документалисты, но и иностранные. А именно они проявляют к нашим раритетам большой интерес. В казахстанских архивах довольно часто бывают журналисты с российских телеканалов «Культура», «НТВ», «Россия», «Интер+», World Discovery – довольно обеспеченных редакций. Редкие хроникальные кадры, хранящиеся в наших архивах, достаются им безвозмездно, а документальные фильмы, создаваемые на их монтажных столах, в телевизионном мире продаются за солидные деньги. При этом казахстанские документалисты, приобретающие ретрохронику в российских архивах, вынуждены платить за нее внушительные суммы. Такой процесс обмена документами вряд ли можно назвать взаимовыгодным.

Сами работники архивов часто говорят, что в нашем обществе не сформировалось отношение к архивам как к чему-то важному и первичному в отличие от библиотек, музеев. К каким-то уникальным вещам складывается просто попустительское отношение. Например, весь архив акмолинского областного радио со временем был размагничен и попросту выброшен на помойку. Но бывает и так, что сами казахстанцы приносят какие-то старинные материалы, причем даже в оцифрованном виде, по своей инициативе, просто в дар архиву. «Может быть, именно в этом и заключается истинный патриотизм», – говорят архивариусы.

Конечно, это только крупицы, но, возможно, главное, сделать первый шаг к сохранению уникальных архивных материалов – как культурного феномена, заслуживающего трепетного и уважительного отношения.

Тэги: архив, книга, образование


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
29.12.2009   Проба пера


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"