eng  rus 
 
Мятежный дух
Известно, что главной движущей силой последних бурных событий в арабском мире была молодежь, особенно из числа студентов и нетрудоустроенных выпускников вузов. Естественно, возникает вопрос, возможно ли повторение чего-то подобного у нас. Каков потенциал у молодежного протеста в стране?
Павел Михеев
Архив
Автор: Тимур Сарманов
Локация: Алматы
Номер: №6 (43) 2011

Молодым у нас дорога?

Еще зимой в разгар событий на Арабском Востоке некоторые отечественные журналисты стали рассуждать о том, есть ли аналогия между казахстанской и арабской реальностью. И вполне естественно, что многие казахстанцы стали интересоваться: а возможно ли претворение в жизнь тунисского или египетского сценария в нашей стране? Но если одних эта проблема волновала из-за опасений за стабильность, то другим опыт арабских революций был интересен в собственных целях. Для того чтобы дать объективный ответ, необходимо сравнить все стороны жизни. Понятно, что некоторые пытаются сконцентрировать все внимание общественности только на том сходстве, что в наших странах долго не меняется политический лидер. Однако во внимание не принимаются ни экономические, ни внутриполитические, ни культурные различия наших стран. Тема эта очень обширна, поэтому мы предлагаем рассмотреть лишь движущие силы арабских революций и ответить на вопрос: «Есть ли таковые в Казахстане?»
Ни для кого не секрет, что основной силой волнений в арабских странах стала молодежь. Еще в январе египетский ученый Эмад Шахин в интервью отмечал: «Посмотрите на Тунис, это же молодежное восстание. Ведь именно молодежь умеет пользоваться современными средствами массовой информации, Интернетом, Facebook, так что теперь помимо традиционных сил оппозиции появились и другие игроки». Причем отметим, что это не просто молодежь, а именно студенчество.

Рост интереса к высшему образованию в исламском мире связан как с ростом населения, так и его стремлением к повышению своего социального статуса. Теоретически получение высшего образования должно обеспечить высокооплачиваемую работу и подъем по социальной лестнице. Например, в Египте в период с 1995-го по 2003 год количество студентов в египетских вузах выросло в три раза – с 790 281 до 2 153 865 человек. В Тунисе за время правления президента Бен-Али число студентов в вузах, начиная с конца 1980-х, увеличилось примерно с 50 до 500 тысяч.
Похожая ситуация складывается и в Казахстане. Если в 1975 году во всей стране в 49 вузах училось 216,1 тыс. студентов, то сейчас их число выросло примерно до 700 тыс. человек. При этом в вузах Алматы в 2009-м обучалось 188 928 студентов, а в Астане – 40 913.

Однако насколько уместно предположение, что протестный потенциал нашей молодежи настолько же высок, как и в арабских странах?

Пассивный актив

В принципе склонность к протесту – это одна из составляющих молодежной психологии, особенно на Западе. Можно вспомнить слова Черчилля о том, что кто в молодости не был революционером, у того нет сердца. Например, бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер в бурной молодости кидал камни в полицейских. Но это на Западе, с их активной гражданской позицией, которая иногда приводит к появлению радикальных групп, вроде анархистов и антиглобалистов. Кроме того, на Западе мощные студенческие и молодежные организации самого разного толка – левые, правые, анархисты, ультраправые, зеленые и т. д.
Кстати, и в Тунисе были влиятельные студенческие организации, например, как минимум два всеобщих студенческих союза – один либерального толка, другой исламистской ориентации. На Востоке университеты вообще часто являются центрами политической активности. В том же Афганистане основные лидеры моджахедов, в частности Гульбеддин Хекматиар и Бурхануддин Раббани, вышли из студенческой и преподавательской среды Кабульского университета и местного политехнического института.

Однако в Казахстане ситуация отличается от положения дел как в арабских странах, так и на Западе. В отличие от Запада, у нас в принципе весьма низкая активность гражданского общества. Молодежь – не исключение. Студенты очень пассивны и в плане учебы, и в общественной деятельности, и в политике. Это отражается даже на культурологической активности. Все волны молодежных увлечений (вроде эмо, готов и прочих), которые так характерны для соседней России, медленно тонут в нашей молодежной среде.

С одной стороны, они больше ориентируются на потребительские ценности и в этом смысле очень цинично смотрят на жизнь. С другой стороны, нынешняя молодежь, в отличие от арабской, еще верит в свои возможности и в своем большинстве рассчитывает на личный социальный успех. Это может быть связано с помощью родственников или с надеждами на собственные достижения, но молодежь дорожит высшим образованием, как возможной ступенью к новой жизни.

Поэтому, кстати, относительную студенческую пассивность можно объяснить структурой организации высшего образования. Организация университетов построена таким образом, что за общественной жизнью студентов пристально наблюдает вузовская администрация – начиная с деканов и заканчивая проректорами и ректорами. Ни одна попытка обойти правила не останется незамеченной. И здесь привлекается административный ресурс – возможность отчисления из вуза. Те, кто учится по гранту, боятся потерять финансовую поддержку государства, а кто на платном отделении – не хотят рисковать уже вложенными средствами своих родителей.

Собственно, поэтому большая масса студентов, например Алматы, обладает крайне низким политическим потенциалом. Здесь любопытно отметить, что в программах различных западных фондов, которые работают в Казахстане, главное место занимают два направления – поддержка независимости СМИ и обучение молодежи.

Запад не поможет

Когда речь заходит о поддержке молодежи в Восточной Европе и бывших советских странах, то в первую очередь вспоминается фонд Джорджа Сороса. И не только в связи с образовательными и культурными программами. Многие полагают, что именно этот фонд участвовал в финансировании и организации так называемых «цветных революций» в Украине, Грузии и Киргизии. Некоторые исследователи считают, что первоначально сценарий отрабатывался на Югославии, где в октябре 1998 года была создана молодежная политическая организация «Отпор!». Ее целью было свержение режима президента Слободана Милошевича, а формой борьбы – «ненасильственное сопротивление». Например, «Отпор!» провел 27 рок-концертов, лейтмотивом которых были лозунги «Конец ему!» и «Его время истекло!». Последний концерт состоялся в Белграде за три дня до выборов. Впоследствии именно ребята из «Отпора!» стали ударной силой в событиях 5 октября 1998-го. Они шли на штурм парламента и телевидения. Сценарий этой «бархатной революции» позже был применен в постсоветских странах, где по сербскому примеру были созданы молодежные движения, такие как «Кмара» в Грузии, украинская «Пора!» и киргизские «Кел-Кел» и «Бирге». Руководителями и наиболее активными сторонниками этих революций были люди либо с западным образованием, либо прошедшие разного рода тренинги в НПО.

В Казахстане фонд Сороса также работает с молодежью, хотя гораздо аккуратнее, ненавязчиво. Так, в стране работает программа «Поддержка молодежных инициатив и СМИ». И в рамках этой программы уже прошли тренинги «Молодые и небезразличные». В описании говорится, что «идея проекта также подразумевает повышение участия молодежи в общественной жизни страны, развитие навыков в поиске и выработке наиболее эффективных решений проблем». Другая акция прошла в рамках программы «Правовая реформа» – конкурс эссе по вопросам мирных собраний среди молодежи. «Целью конкурса было привлечение молодежи к выражению идей по вопросам свободы мирных собраний в Казахстане, а также поощрение критического мышления», – говорится на сайте фонда. И подобная работа дает свои плоды.

Так, существует мнение, что известный оппозиционный молодежный лидер Жанболат Мамай как раз обучался на подобных тренингах. В прошлом году именно он утверждал, что с привлечением большого числа людей организует и проведет митинг в защиту идей национал-патриотов. Митинг не состоялся. А в январе этого года молодежный клуб «Рух пен тiл», одним из организаторов которого является Мамай, планировал проведение флешмоба «Похороны демократии». Интересно, что на сам флэшмоб главный организатор Мамай так и не пришел.

В целом найти оппозиционного лидера для молодежи, который соответствовал бы стандартам того же сербского «Отпора!», очень трудно. Проблема еще и в том, что, несмотря на западные тренинги, многие из тех, кто их окончил, излишне радикальны в своих суждениях. Например, Мамай придерживается национал-патриотических взглядов. Другой потенциально вероятный лидер для протестно настроенной молодежи Ринат Кибраев, который стал известен в связи с его судебным процессом против КазНУ им. аль-Фараби, куда его не хотели переводить из университета «Кайнар». Он не просто радикален, но еще и очень непоследователен в своих взглядах.

Так, молодой человек первоначально выступал сторонником социалистических идей, был организатором объединения «Жастар-2012», которое впоследствии покинул по «идеологическим разногласиям». Сейчас покровителем Кибраева злые языки называют Владимира Козлова из партии «Алга». Если же почитать его блог, то видна непоследовательность его политических настроений. Сначала он пишет: «Будущее за социализмом». Затем появляется запись «Пантюркисты и националисты: ваши идеи примитивны, как и вы сами». Еще позже: «Посмотрите на падение нравов. Нам нужен тотальный порядок! И если это ислам, то так и быть». И, наконец: «Мусульмане! Мы сможем объединить социализм и ислам».

Не слишком удалась и попытка западных организаций запустить в вузах систему студенческих омбудсменов. Говорят, этот проект организации «Ар. Рух. Хак» был запущен с подачи и при финансировании фонда Сороса и Европейской комиссии. Деньги были потрачены, а омбудсмены в вузах так и не прижились. Понятно, что целью подобных акций является некоторое ослабление власти ректоратов, чтобы все-таки освободить студентов для более активного участия в общественно-политических процессах. Но они явно не могут быть реализованы, хотя надо отдать должное западным фондам, они не прекращают своих попыток. Просто инерция системы высшего образования настолько велика, что все самые лучшие попытки вязнут в нашей действительности. При этом важно, что критическая масса недовольства в среде студенческой молодежи еще далеко не достигнута, потому что мы только в самом начале того пути, который арабские страны прошли за последние 20–30 лет.

Практически единственная возможность для оппозиции сегодня попытаться как-то использовать молодежь, это привлечение части довольно маргинальной безработной молодежи, приехавшей из села в город. Но, в отличие от студентов, их невозможно «зажечь» какой-либо идеей, а можно лишь стимулировать деньгами. И если вдохновленное студенчество благодаря энтузиазму может долго поддерживать своих организаторов, как это было в Сербии, на Украине и в Грузии, то помощь от маргинальных элементов прекратится с окончанием финансирования.

Тэги: молодежь, политика, оппозиция, Тунис, Египет, фонд Сороса, цветные революции


Оценка: 4.75 (голосов: 4)



Похожие статьи:


Комментарии к статье:
Дата: 2011-04-14 17:19:51
Имя: Multyash
Сообщение: даа у нас Молодеж просто золотая

Дата: 2011-04-14 17:20:18
Имя: Lima_Kiss
Сообщение: Прикупить следует ради такого дела)

Дата: 2011-04-14 17:21:18
Имя: baksoil84
Сообщение: автору статьи просто не терпится залить кровью молодежи улицы и площади?

Дата: 2011-04-14 17:22:12
Имя: Kerich33
Сообщение: При чём тут кровь? Разве требование свободы обязательно связывать с кровью? Кровь как раз таки проливают режимы. Это они не хотят уходить, то они цепляются за власть. И ради этого готовы стрелять в мирные демонстрации.

Дата: 2011-04-14 17:22:57
Имя: baksoil84
Сообщение: вы думаете, что после того как молодежь выйдет на улицы кровь не прольется? сомневаюсь в этом очень сильно. какая альтернатива этому есть? выразить вотум недоверия? не вариант, такие вещи "в белых перчатках" не делают

Дата: 2011-04-14 17:23:36
Имя: Kerich33
Сообщение: щё раз повторяю. Кровь проливает не МОЛОДЁЖЬ. Если будет мирная демонстрация, митинг. О какой крови может быть речь? Это только власть, когда будет разгонять молодёжь, только она будет проливать кровь. Поэтому не надо обвинять автора в подстрекательстве. Автор желает, что бы молодые имели право выражать своё мнение

Дата: 2011-04-14 17:24:03
Имя: baksoil84
Сообщение: любую мирную демонстрацию можно превратить в бойню, достаточно одной провокации будет, как с этим бороться? или вы думаете, что власти будут сидеть и смотреть? Мне просто интересно, если в вас такой высокий уровень протеста, активная гражданская позиция, понимание проблемы, вы о последствиях думаете и о том как их избежать? Или тупо "вперед на баррикады с песней", я конечно утрирую, но все же?

Дата: 2011-04-14 17:24:39
Имя: Kerich33
Сообщение: я думаю так. Последствия в любом случае будут. Если Вы выходите со своими законными требованиями на митинг. А власти начинают Вас разгонять с помощью дубинок, водомётов и т.д. Дальненйшее будет зависеть от организации протеста, от самих протестующих. Если в их рядах будут провокаторы, достаточно их просто вывести из рядлов, и не поддаваться на провокации. Дистанцироваться. Тут главное выдержка, и не бояться, как Вы сказали, бойни. Если бояться, то лучше сидеть дома и ныть дальше у компа. А если решился выйти, то уж будь готов получить и по башке. Без вариантов.

Дата: 2011-04-14 17:25:04
Имя: JurDen
Сообщение: не могу судить за автора, но мне кажется, что он никого никуда не призывает, а лишь объективно анализирует ситуацию, социальный феномен, сложившийся в нашей стране. и статья, как раз таки, успокаивает, что в среднесрочной или может быть даже в долгосрочной перспективе нас не ждут подобного рода потрясения. и это круто



Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"