eng  rus 
 
Хиджаб - яблоко раздора во Франции
Закон, вошедший в силу 11 апреля, согласно которому во Франции теперь запрещается носить мусульманские платки в общественных местах, отражает сложный запутанный калейдоскоп политического пейзажа страны
Огулбиби Аманниязова
Огулбиби Аманниязова
Автор: Огулбиби Аманниязова
Локация: Париж
Номер: №7-8 (44-45) 2011

Несколько мартовских недель внимание французов было приковано к тревожным событиям за рубежом – трагедии в Японии, революциям в арабском мире. Но выборы в кантональные – местные советы заставили их вернуться на, так сказать, свою землю, вспомнить собственные проблемы. И хотя кантональные советы не имеют очень важного политического значения, они решают вопросы хозяйственников локального уровня, занимаются школами и детскими садами. Но президентские выборы уже не за горами, остался всего год. Так что сейчас любые выборы – это своеобразная призма, через которую просматривается настроение общества. Даже если голосовать пришло меньше половины избирателей, все равно результаты первого тура выглядели угрожающе и подтвердили прогнозы независимых экспертов о том, что страна резко скатывается в сторону ультраправых. «Национальный фронт» – FN привлекает все больше и больше сторонников.

«Национальный фронт» на волнах успеха

Если еще пять лет назад во Франции было неприлично признаваться в поддержке FN, то теперь люди не стыдятся сказать, что отдали свой голос за правых экстремистов. «Нам надоела ложь правых, мы устали от безволия левых. Отдадим власть «Национальному фронту», они спасут страну», – заявляют голосующие за FN. Интересно заметить, что больше всего поддерживают ультраправых в сельской местности, в районах, где практически нет иностранцев. А ведь FN объясняет все проблемы присутствием во Франции некоренных французов, обличает все правящие партии в том, что они отрываются от корней, истоков французской культуры.

Новый лидер FN Марин Ле Пен – полная блондинка с голубыми глазами – переняла бразды правления от отца Жан-Мари Ле Пена, пугавшего всех своими резкими выражениями и малоэстетичным видом. В отличие от него, она подействовала невероятно успокаивающе на большой процент электората, как кошка из сказки о глупом мышонке. Молниеносный взлет Марин Ле Пен невероятно напугал и переполошил все политические движения во Франции. Да, пожалуй, и для самой FN ее головокружительный успех оказался большой неожиданностью. У партии правых экстремистов даже не хватило актива, чтобы выставить своих представителей во всех требуемых кантонах. Так что в целом после второго тура выборов в местные советы прошло подавляющее большинство социалистов.

Партия президента UMP получила рекордно низкое количество голосов на этих выборах. Такая удручающая ситуация заставила Николя Саркози и его партию срочно развивать бурную активность. И теперь президент не изменил своей тактике – всякий раз, когда он заходит в тупик, чтобы отвести огонь от себя, ищет «козла отпущения». И таковым сейчас он выбрал мусульман Франции. Правда, недовольство поведением мусульман Николя Саркози и его соратники выражают уже давно. Но теперь, когда во Франции все больше начинают прислушиваться к выступлениям Марин Ле Пен, которая не устает обвинять правящие партии в том, что французы больше не чувствуют себя дома, что наступает экспансия и искоренение республиканских принципов, что мусульмане молятся и исполняют свои обряды прямо на улицах, на этой волне Николя Саркози решил перехватить этот козырь из рук FN. И, разумеется, оппозиционеры откликнулись на его действия критикой: «Николя Саркози зашел в идеологическое болото FN, с тем чтобы оттянуть к себе голосующих за «Национальный фронт»…», «Саркози узаконивает своими действиями стратегию FN…», «UMP попался в ловушку FN…».

Какое место ислама у Франции

Невзирая на все протесты, критику, возмущение, требования прекратить обвинять всех мусульман, и в особенности арабов, во всех бедах Франции, партия президента провела 5 апреля «круглый стол» на тему о гарантиях светских принципов закона 1905 года об отделении церкви от государства и о совместимости ислама с этими принципами. Главным организатором и, так сказать, душой этих дискуссий выступил председатель партии UMP Жан-Франсуа Копе – исполнительный и преданный, как верный пес, сторонник президента. Он сразу пообещал, что эти дебаты не будут простым звуком, по их итогам будут приняты конкретные меры. На этой встрече говорилось о том, что необходимо что-то предпринимать, чтобы мусульмане не молились на улицах, о том, кто должен финансировать строительство мечетей, о возведении минаретов, о ношении мусульманских платков и хиджабов в общественных местах, о том, что в таком виде мать не должна приходить за ребенком в школу, о проблемах, которые вызывают требования мусульман разделять девочек и мальчиков в бассейнах, о мясе в школьных столовых, о мусульманских кружках, собирающихся на кладбищах, о том, какое образование получают имамы и т. д.

«Круглый стол» о светскости французской республики вызвал бурю негодования не только среди мусульман страны и среди приверженцев левых сил, но в какой-то степени даже расколол и лагерь правых. Что говорить, если даже сам премьер-министр Франсуа Фийон отказался принимать в нем участие. «Такая тема по выделению мусульманского сообщества во Франции очень рискованна», – пояснил он.

Но большинство министров его правительства пришли на встречу, хотя каждый из них по-разному выражал свое мнение. Министр внутренних дел Клод Гуэан заявил, что в момент принятия закона о светскости государства в 1905 году было мало мусульман, а сегодня их от 5 до 10 миллионов. И такой рост и поведение некоторых из них создают проблемы во Франции. В ответ на такое заявление ассоциация SOS Racisme пригрозила привлечь к суду министра.

Встревоженные постоянным перемалыванием тем вокруг ислама, своеобразной «охотой на ведьм», интеллигенты из мусульманских кругов и общественные деятели призывают граждан Франции не идти на поводу у UMP и у FN, дабы не раскалывать общество. Ибо правые, делая вид, что заняты поисками виновных во всех грехах, хотят отвлечь внимание народа от истинных проблем, таких как безработица, инфляция, низкие зарплаты, снижение покупательной способности большинства населения, трудности в системе образования.

Представители шести наиболее крупных конфессий не принимали участия во встрече за «круглым столом» UMP. Но они провели свою конференцию и подписали совместную декларацию, в которой выразили неприятие дискуссий об исламе и светскости. Главное, по мнению представителей католиков, протестантов, иудеев, мусульман, буддистов и православных Франции, как они подчеркнули в декларации, «светский режим страны – это один из основных стержней, на котором зиждется наш республиканский пакт, фундамент демократии, основа основ нашего совместного существования».

Как чувствуют себя мусульмане во Франции?

Пока во Франции все газеты смаковали проблемы, поднятые «Круглым столом» UMP, мусульмане не переставали защищать себя и выступать с протестами, в основном со свободной, так сказать, трибуны – на волнах Интернета. Но мне хотелось послушать мнение «вживую», что же чувствуют люди, на которых теперь указывают пальцем и превращают в своеобразное пугало страны. Я позвонила знакомой парижанке тунисского происхождения Нажибе. Она приехала сюда, когда ей был один год. Вся жизнь ее связана с Францией, по одежде ее не отличишь от обычных парижан, муж владеет аптекой, дети ходят в государственную школу. Родители ее живут во Франции уже 50 лет. Но основная часть родственников живет в Тунисе, куда Нажиба ездит с семьей каждый год. С большой гордостью она рассказывала мне о революции в Тунисе, за которой следила дни и ночи напролет по Интернету из своей парижской квартиры. У человека две родины, как можно это разделить? Что думает она о сегодняшних дискуссиях, разговорах об исламе во Франции?

– Сегодня все набросились на мусульман, – говорит Нажиба. – Но  Саркози думает только о выборной кампании и пытается перетянуть себе голоса от FN, для этого ищет «мальчиков для битья». А самое главное, это журналисты раздувают огонь, делают из мухи слона. Ты много видела людей, молящихся на улице? В Париже их еще нужно поискать, если есть, то только на одной улице в пятницу вечером. Ну дали бы место для строительства мечетей. А зачем публикуют в газетах карикатуры на Пророка? Это задевает нас, людей из мусульманской среды. Газета повышает свой тираж за счет издевок над мусульманами. Это нормально в стране, где все говорят о демократии, о правах человека, о свободе слова, свободе выражения? Нельзя забывать и о самоуважении. Это очень опасная тенденция, которая может не ограничиться бичеванием одних только мусульман.

Понятно, что за всей этой кампанией кроются политические мотивы. Но как ты лично чувствуешь себя, изменилось ли что-то в твоих отношениях с людьми?

Я лично не чувствую никаких притеснений, ко мне все нормально относятся. Но, конечно, я иногда слышу, как они между собой переговариваются, отпускают подколки. Правда, есть изменения за последнее время. Как-то зимой я приболела, но надо было идти покупать продукты. Повязав платок на голову и на шею, захожу в магазин, а все от меня шарахаются. Я говорю знакомому кассиру: «Горло болит». Тогда все вздохнули облегченно. Пять лет назад такое и представить было невозможно. Или еще. Однажды хотела оставить тяжелую сумку в камере хранения на вокзале (ехала к родственникам, пересаживалась позже на другой поезд). Меня спрашивают: «Что в сумке?», я отвечаю: «Гранаты». Так они сразу чуть в полицию не стали звонить. А это были фрукты – гранаты.

Кому нужны все эти споры о том, какое мясо мы едим. Какая разница, каким способом умерщвлять коров, если итог-то все равно один. Саркози и журналисты высасывают проблемы из пальца, подливают масла в огонь, сеют недоверие к мусульманам. И все для чего? Чтобы отвлечь людей от основных социальных проблем.

Я недавно транзитом была в  Лондоне, в аэропорту нам встретились работники – мужчина в индийской чалме, девушка в мусульманском платке. Во Франции же за ношение платков в общественных местах грозит штраф. Но тех, кто носит платки и хиджабы, во Франции становится все больше и больше, хотя еще несколько лет никто в них не ходил. Скажи, мусульманских женщин кто-то заставляет носить платки?

Все не так однозначно. Меня, например, никто никогда не заставлял. Я хожу с непокрытой головой. Я придерживаюсь некоторых традиций ислама, но делаю все по мере возможности в условиях Франции. Тех, кто носит платки, можно разделить на несколько категорий. Первая – это серьезные приверженцы веры, они молятся каждый день. Это девушки и женщины, ведущие себя скромно. Вторая – это те, кто делает все для того, чтобы на них обратили внимание, громко разговаривают, кричат, хохочут, играют на публику. Они носят платки для эпатажа. Третья – те, кто носит платки, потому что считают это модным. И четвертая – те, кого действительно заставляют. От того, что их критикуют, разве им станет легче? Что делать девушке в 15–16 лет, если ее дома заставляют носить платок? Идти в полицию? Ей предложат уйти из семьи, уехать в другой город. Легко ли на это пойти несовершеннолетней, без средств к существованию девушке?

Я все-таки считаю, если живешь во Франции, нужно придерживаться традиций этой страны, не провоцировать скандалы. Меня не шокируют требования к матерям, идущим в школы, снять хиджаб. Если это нужно для безопасности детей, я думаю, это правильно. Однако строить политический капитал, устраивать «охоту на ведьм» – нехорошо и опасно.

Для справки

По данным агентства печати «Франс Пресс», во Франции – 40 млн. католиков, 15 млн. – агностики (то есть не исповедуют никакой религии), 4 млн. – мусульмане, 1,3 млн. – протестанты, 600 тыс. – иудеи, 350 тыс. – православные, 300 тыс. – приверженцы армянской церкви, 479 тыс. – буддисты, 100 тыс. – индуисты.

Тэги: Франция, ислам, хиджаб, "Национальный фронт"


Оценка: 3.60 (голосов: 5)



Похожие статьи:


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"