eng  rus 
 
«2012»: приплыли
У Роланда Эммериха всякий последний фильм-апокалипсис – самый дорогой. Как ребенок. И самый последний. Как сигарета у взявшегося за ум курильщика. Однако дело тут, по-видимому, все-таки в мотивации, а не в привычке: «День независимости» – 75000000 долл., «Послезавтра» – 125000000 долл., «2012» – аккуратная школьная сумма двух предыдущих проектов, ровно 200000000 долл. Словом, качество очередного светопреставления если не напрямую, то опосредованно коррелирует с количеством средств для его актуализации: дескать, прошлый наш конец света был на загляденье, нечего сказать, но вот этот последний – просто не оторвешься от экрана, слопаешь попкорн вместе со стаканчиком.
Кадр из фильма

Кадр из фильма "2012"
Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №13 (13) 2009

Никто и не спорит: детали заявляемого апокалипсиса, проработанность текстур и насыщенность цветов играют не последнюю роль, но не менее важна и его, простите за выражение, концепция. И если идейные подложки «Дня независимости» и «Послезавтра» не составляли друг дружке конкуренции, так сказать, от хорошей жизни, от изобилия «подножного корма», и принадлежали к разным литературным родам – домыслы об очередном марсианском нашествии в «Дне независимости» были срисованы с потолка, то есть были откровенно завиральной, фантастической гипотезой, а завязка в «Послезавтра» была сугубо научной, то есть едва ли не списанной

с Киотского протокола, – то заглавный инфернальный постулат в «2012» смотрится откровенно вымученным продуктом, притянутым за уши с точки зрения как фантастики, так и науки.

На дне какого-то индийского рудника, переоборудованного в лабораторию по регистрации нейтрино, под воздействием этих самых нейтрино (вернее, новых, нетипичных нейтрино) ни с того ни с сего закипает лабораторная вода. Прозорливый темнокожий ученый из США связывает сие чудо природы с пророчеством древних майя о конце света 21 декабря 2012 года и безошибочно заключает о грядущей «национально-геологической катастрофе». Засим в Гималаях закладываются четыре ковчега на сто тысяч посадочных койко-мест каждый (не считая апартаментов для политиков и вольеров для животных), оригинал Моны Лизы в Лувре подменяют дубликатом, пока ее самое пакуют в саквояж, платежеспособным представителям рода гомо сапиенс рассылаются предложения путешествия в новый мир и новую человеческую историю (цена вопроса – миллиард евро с носа), в то время как простые американские граждане (при посильном участии непростых российских) вынуждены выруливать из открывающихся бездн ада практически на своих двоих.

В конце восьмидесятых у американской группы R.E.M. вышла забавная песенка «It’s The End Of The World As We Know It (And I Feel Fine)» («Это, как мы понимаем, конец света, но я чувствую себя прекрасно»). С тех пор шлягер R.E.M. может служить негласным подзаголовком практически для всей американской продукции в жанре светопреставления. По уходящим из-под колес хайвэям, по осыпающимся в тартарары взлетным полосам, мимо Белого дома с черным президентом, на которых опрокидывается плашмя авианосец «Джон Ф. Кеннеди», мимо шатающейся Эйфелевой башни, которую подталкивают кормой своего гигантского Ан-225, чудовищно фальшивя в диалогах, наши заокеанские герои, подобно героям наших сказок, заставляют апокалипсис повернуться к лесу (к другим, то бишь) задом, а к себе передом (ну, или наоборот). И ведь теперь это не просто конец света. Теперь это, как мы понимаем, счастливый конец света. The happy and of the world. Теперь это такой конец света, при котором тех, кто достоин жизни, определяет не только сама жизнь, но и те, кто считают себя ее достойной.

Непонятным среди всего этого логического благолепия остается одно: зачем Роланду Эммериху (кроме как ради красного словца-числительного: 21.12.2012) понадобились пророчества несчастных майя. Древний календарь юкатанских жрецов-астрономов связывал конец человеческой истории с очередным большим парадом планет – имеющим среднюю периодичность 170 лет, не 640000 лет, как сообщается по ходу фильма, – а вовсе не с явлением неких мифических нейтрино, способных вступать во взаимодействие с веществом (уж коли быть последовательным, нужно допустить, что они не только могут

в течение пары лет подогреть земное ядро, но и много быстрее, в течение пары секунд, пустить прахом привычную нам картину мира заодно с нашими испарившимися мозгами). Впрочем, нельзя исключать, что что-то такое на субатомном уровне с мозгами некоторых культурных пророков и их новообращенных все-таки имеет место быть,

и процесс, как говорится, идет, если подобные гипотезы, пусть и на правах художественных допущений, способны без мыла взаимодействовать с умами масс и делать астрономическую кассу. Что требовать в таких условиях от непосредственных участников действия, от самих героев светопреставления, бомбардируемых коварными нейтрино?

Тэги: кино, рецензия


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"