«Головокружение»: детки в клетке
Сворачивать с хоженых маршрутов опасно – нехитрая пешеходная заповедь давно и исправно служит как самим странникам, так и хоррор-мейкерам.
|
Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №3 (16) 2010
Компания французских студентов направляется на горную прогулку в Хорватию, не ознакомившись ни со статистикой по пропавшим без вести на Балканах (3270 человек, согласно финальным титрам фильма), ни с заповедью благоразумного пешехода, ни с ее каноническим разъяснением в «Докторе Айболите»: «Не ходите, дети, в Африку гулять…» Африка, известно, понятие растяжимое, то есть может нарисоваться не только там, где ей это предписано в соответствии с нормами картографии, но и на всех прочих материках – даже в Антаркиде – в соответствии с нормами политической метафорики. И уж кому-кому, а молодым да просвещенным французам было грех не знать, какие сюрпризы могут поджидать белого человека в Восточной Европе вообще и на Балканском полуострове в частности. Впрочем, все это присказки да придирки.
Идут себе студенты налегке. И в смысле экипировки, и в смысле, так сказать, конфликтной нагрузки: на две пары влюбленных приходится один лишний парниша, во времена оны крутивший шашни с одной из мамзелей, теперь уже оприходованной. Для познавательной, в стиле канала National Geographic, демонстрации захватывающих видов национального парка Рисняк это очевидный перебор и моветон, а для завязки приключенческого хоррора, каковым, согласно авторекомендациям, следует считать «Головокружение», явно недостаточно. Недостаточно для «ужасной» завязки даже нарушения святой пешеходной заповеди – сворачивания с заваленной камнями туристской стежки – и обрыва самого длинного в Восточной Европе висячего пешеходного моста. В ходячем менаж а труа время от времени завязываются кое-какие трения, так что на мамзель накатывают флэшбеками воспоминания о печальных клинических переживаниях недалекого прошлого – в виде какого-то очередного парниши, при смерти и на медицинской тележке, – но и это все служит до поры только приправой к величественным балканским пейзажам. До поры – то есть до того момента, когда один из парнишей, единственный, кто не стеснен рамками любовного треугольника, наступает в медвежий капкан, и становится ясно, что помощь в затравке и развитии конфликта спешит к горе-пешеходам извне. Ребята еще предпримут красивую попытку обойтись своими силами (не то что красивую – хореографичную – разнимая своих сцепившихся воздыхателей, мамзель проваливается в волчью яму), но это все равно что пробовать топиться в бассейне тонущего корабля. За недотепами (с полным знанием этого дела) охотится некто Антон, местный Бармалей, похищенный кем-то в глубоком детстве, деклассированный до полной утраты способности к устной речи и притом почему-то отчасти сохранивший способность к письму.
Дальше – про игру в арбалеты и в ножички, про постепенное озверение жертв охоты и прямо пропорциональное этому озверению очеловечивание охотника, про не то смазанный, не то открытый, расчищенный для сиквела финал – можно было бы не продолжать, если бы за спинами героев не вырастали в полный рост призраки их прототипов. Или, вернее говоря, симулякров, потому что оригинала в этой бесконечной череде копирований, когда за очередной копией прорезывается не оригинал, а всего лишь предыдущая копия – за «Туристас» (2006) прорезываются «Волчья яма» и «Спуск» (2005), за «Волчьей ямой» и «Спуском» прорезывается «Поворот не туда» (2003), за «Поворотом…» прорезываются «У холмов есть глаза» (2004, 1977) и «Техасская резня бензопилой» (2003, 1974), – оригинала в этом плотном и постоянно прибывающем ряду попросту не существует.
Сворачивать с хоженых маршрутов опасно – нехитрая пешеходная заповедь давно и исправно служит как самим странникам, так и хоррор-мейкерам, причем последние зачастую проникаются ею настолько, что следуют не просто хожеными маршрутами, но заасфальтированными. Тем и другим – скатертью дорога.
|
|
Тэги: кино, рецензия
Оценка: 0.00 (голосов: 0)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|