«Повелитель бури»: номинации и детонации
Судя по обилию уже имеющихся наград (шесть призов Британской киноакадемии, приз за лучшую режиссуру и лучший сценарий от соответствующих профессиональных гильдий США), а также по количеству потенциальных трофеев (девять номинаций на «Оскар»), новый фильм Кэтрин Бигелоу стал событием не только в мире большого кино, но и в мире большой политики.
|
Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №4 (17) 2010
Оно и понятно. Вдруг оказалось, что это чуть ли не первый опыт Голливуда, имеющий заглавным объектом окопную правду иракской кампании (политически сомнительные «Морпехи» Сэма Мендеса, ренегатская и провальная эскапада Брайана де Пальмы «Без цензуры» – не в счет). Нечто подобное – не в плане награждений, а в плане ожиданий – не так давно имело место в советском и, позже, в российском кинематографе. Тематика афганской войны ни в какую не давалась, не дается и, похоже, вообще не дастся нашим киношникам. Невнятный, противоречивый, завиральный «Афганский излом» Владимира Бортко с комиссаром Каттани в роли советского майора Бандуры и бестолковая во всех отношениях «9 рота» Федора Бондарчука с пускающим сопли посреди макового поля агентом национальной безопасности в исполнении Пореченкова – вот и все наши окоп-ные изыскания на данный счет. В этом смысле «батальные» диспозиции Кэтрин Бигелоу оказались, конечно, более выигрышными. Она, в отличие от Бортко, делала свой военный проект в рамках действующей политической системы, когда понятия художественной правды и фактографии (пусть и политически санкционированной) оказываются не только не конкурентными, но симбиотичными и плодотворными (так, например, «работала» советская система во многих замечательных фильмах о войне, от «Освобождения» до «А зори здесь тихие…»), и, в отличие от Бондарчука, никогда не снимала рекламных и музыкальных клипов. Однако и на старуху бывает проруха. Речь тут, разумеется, не о возрасте бывшей супруги Джеймса Кэмерона, которая в свои пятьдесят восемь лет выглядит так молодо, как иные не выглядят и в тридцать, но о ее чрезмерной, зачастую неконтролируемой страсти к тому, что называется мужскими игрушками. Будь то доски для серфинга и пистолеты, как в ее наиболее успешном проекте «На гребне волны» (1991), будь то атомная подлодка и баллистические ракеты, как в провалившемся «К-19» (2002), – она подобно насмотревшемуся фильмов о Рэмбо мальчишке подчас как будто уделяет подобному реквизиту больше внимания, чем живым участникам действия.
«Повелитель бури» открывается сценой с дистанционно управляемым роботом-манипулятором на собственном ходу. Высокотехнологичная гусеничная игрушка буксирует в самодельной тележке детонирующий заряд к обнаруженному на дороге фугасу. На полдороге тележка ломается, и американский сапер, вместо того чтобы приделать отваливашееся колесо на место, решает доставить заряд самолично и при полном параде, то есть в тяжеленном бронекостюме со шлемом. Зона смерти (радиус смертельного действия взрывной волны) при этом – двадцать пять метров – напоминает командир не столько своему подопечному, сколько зрителю. Стоило саперу установить заряд, как кто-то из солдат замечает в мясной лавке подрывника с телефоном. Сапер, успевший удалиться от фугаса метров на десять, бросается бежать и делает еще как минимум двадцать метров, то есть минует опасную зону. Подрывник, до сих пор не то считавший ворон, не то вспоминавший правила по нагнетанию напряжения в кадре, наконец давит на заветную кнопку. Имеет место роскошный во всех отношениях и со всех ракурсов взрыв, который, однако, убивает несчастного сапера ровно в том месте, с какого он пустился бежать. Столь подробного внимания данная сцена заслуживает оттого, что, во-первых, это практически единственная более-менее законченная сцена во всей картине, и, во-вторых, она запускает своего рода механизм логических и детальных несообразностей, которые затем разбегаются по действию, как круги по воде: в оптических прицелах на боевых винтовках отсутствует прицельная шкала; во время задания солдаты не только не открывают огонь по подозрительным личностям (которые то подходят к ним на расстояние ножевого удара, то таранят оцепление на машине), но и вступают с ними в прения, несмотря на красноречивые предупреждающие знаки на своих хаммерах; в снайперском поединке командир отделения сначала не может попасть в залегшего боевика – что и немудрено, так как расстояние между противниками около километра, – но затем срезает его пулей на бегу, etc. Наличие подобных ляпов в военном боевике со Стивеном Сигалом или Дольфом Лундгреном приемлемо и попросту ожидаемо, однако в фильме, претендующем на документальную подачу материала, на ту самую окопную правду о войне, это равносильно катастрофе. Кроме того, мосты в обычное, игровое, кино «Повелитель бури» сжигает своей нарочитой, а ля нон-фикшн, бессюжетностью. Действие тут не имеет развития ни в рамках общего повествования, ни зачастую в рамках отдельных эпизодов и сводится к простому чередованию сцен. В общем, до пресловутой правды фильму далеко не столько даже из-за ляпов, сколько из-за того, что Кэтрин Бигелоу куда интереснее вглядываться не в лица солдат, но в оружие, из которого они стреляют, и в восхитительной красоты и мощи взрывы, под которыми они падают. Мораль «Повелителя бури» целиком исчерпывается его нехитрым эпиграфом: «Упоение сражением часто превращается в сильную и неизлечимую зависимость, потому что война – это наркотик». Формально, в качестве приема, сей афоризм писателя Криса Хеджеса может быть, с одной стороны, уподоблен фиговому листку, что прикрывает совершенное отсутствие художественной идеи, с другой – русской пословице про горящую известно на ком шапку. То есть полагать войну наркотиком для персонажей фильма можно только с некоторой изрядной долей натяжки. Война – это в первую очередь наркотик для самого режиссера «Повелителя бури». Ну и для ее номинаторов, разумеется.
|
|
Тэги: кино, рецензия
Оценка: 0.00 (голосов: 0)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|