«Остров проклятых»: Утраченные иллюзии
Главная, сквозная, неизбывная тема Мартина Скорсезе – насилие (являющееся к тому же архетипическим приемом для разрешения конфликта) – похоже, оказалась отшлифована мэтром до такого абсолютного блеска, что дала жирную трещину. И самое замечательное то, что сам Скорсезе в курсе этого казуса. Впрочем, обо всем по порядку.
|
Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №6 (19) 2010
Судебный маршал Эдвард Дэниелс (Леонардо ди Каприо) прибывает со своим помощником Чаком Оулом (Марк Руффало) на остров Шаттер, где находится психиатрическая клиника для особо опасных сумасшедших и откуда якобы сбежала одна из пациенток – мать, утопившая троих детей. Очень быстро расследование оказывается не тем, чем представляется на первый взгляд, и Дэниелс первый дает знать об этом своему напарнику. Переживший прежде не одно душевное потрясение (освобождение из концлагеря «Дахау» и смерть любимой жены, погибшей при поджоге дома), он заявляет, что прибыл на закрытый остров вовсе не с тем, чтобы искать сбежавшую детоубийцу, а чтобы прикрыть «шарашку», которая не только промышляет незаконным зомбированием клиентуры (и тем напоминает ему методу доктора Менгеле и компании), но еще предоставила приют убийце его супруги, некоему Эндрю Лэддису, прожженному пироманьяку. Однако, лишаясь на входе в клинику табельного оружия, маршалы шаг за шагом лишаются всех прочих признаков своего эксклюзивного служебного положения. Пока, в конце концов, не переодеваются в больничные робы. С участившимися мигренями, кошмарами и флешбеками Дэниелса (чья сочетанная душевная травма – жертвы «Дахау» плюс погибшая супруга – также не на шутку расходится) расследование понемногу трансформируется в интенсивный курс терапии: «Примите лекарство – зачем терпеть боль?». И сообразно тому, как крепчает конспирологический задор маршала, встречающего на острове людей, которых тут нет и не может быть, оформляются худшие зрительские прогнозы относительно психического статуса главного героя. В пустующем здании старого маяка, где, по легенде, проводятся зомбификационные мероприятия на мозге, добрый доктор Джон Коули (сэр Бен Кингсли) пытается открыть Дэниелсу глаза на окружающую действительность: никакого расследования нет, как нет, собственно, и самого Дэниелса, который выдуман бывшим фронтовиком и полицейским, который, после того как застрелил за утопление детей свою чокнутую жену, оказался подвержен синдрому диссоциативной фуги, которая служит защитной реакцией на невыносимую для него действительность, которая, помимо «Дахау» и убиенной супруги, есть он, доктор Коули, и его «радикальная» медицинская игра по вправлению мозгов пациенту Эндрю Лэддису, который воображает себя маршалом Эдвардом Дэниелсом, который ведет расследование, и проч. Но развенчание мнимых реальностей, особенно художественными средствами – каковые ни с чем иным, помимо мнимых реальностей, по сути-то дела, и не имеют – это палка о двух концах. Действительность, как она представляется пациенту Дэниелсу – Лэддису, в принципе ничем не отличается от действительности, как ее понимает доктор Коули. Более того: стоит поставить крест на каком-то одном варианте, как тотчас теряют очертания и зыбятся все прочие. Перефразируя известную апорию Чжуан-Цзы, можно сказать, что не существует приемлемого ответа на вопрос о том, кто кому снится – маршал Дэниелс пациенту Лэддису, пациент Лэддис – маршалу Дэниелсу, либо они оба являются плодом воображения доктора Коули. Но если доктору Коули еще можно простить беззаветную уверенность в том, что его восприятие действительности является единственно верным, то другому субъекту действия, Мартину Скорсезе, грех было не знать, в какую пучину зеркальных переотражений реальности он погружает своего нового – во всех смыслах – героя. Стоило мастеру линейных историй взять насилие не только в качестве художественного средства, но также в качестве материала для этиологического исследования, как он очутился в сумасшедшем доме. В фигуральном, конечно, плане. Хотя даже понятие фигуральности при заявлении подобных локаций может опасно зыбиться: федеральный маршал, снящийся женоубийце, который снится доктору Коули и автору «Таксиста» и «Казино», – та еще клиника.
|
|
Тэги: кино, рецензия
Оценка: 0.00 (голосов: 0)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|