eng  rus 
 
«На ощупь»:теплое и мягкое
Пока мальчик Глеб оставался маленьким и незрячим сиротой, все было хорошо. Мальчик Глеб производил впечатление разумного человеческого существа, девочка Настя время от времени позволяла мальчику трогать себя, так как «человека можно понять только на ощупь», дедушка-стоматолог водил его в тир, кино и на выставки, объясняя по ходу дела, как крупно повезло ему, из-за того что он не видит этого мира и, соответственно, может не отвлекаться на «всякие мелочи».
Комментарий
Автор
Комментарий
Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №16 (29) 2010

Стоило, однако, мальчику Глебу возмужать и прозреть, как он в одночасье сделался непроходимым идиотом. Что чему в этой личностной катастрофе послужило причиной – возмужание (осязание сисек в крымском стриптизе) прозрению или, наоборот, прозрение возмужанию – вопрос риторический. То есть ценный не перспективой однозначного ответа, а именно отсутствием такового. Ведь и само понятие безумия неоднозначно. Можно быть сумасшедшим от рождения и притом жить по всем правилам человеческого общежития, не давая ни малейшего повода для привода на диагностику, а можно на фоне абсолютного здоровья сорваться с катушек из-за сущего пустяка. Так или иначе, прозреть во время сцены, когда криминальный авторитет справляет малую нужду на твоего чиновного родителя (того еще беспредельщика), либо, опамятовавшись после автокатастрофы, увидеть пред собой улыбчивый лик заблудившегося Андрея Малахова – это испытание не для слабонервных. После такого сплясать гопака под Майкла Джексона или под Валерия Леонтьева загреметь в биотулаете со скалы мог кто угодно, не только повзрослевший мальчик Глеб. Над больными людьми смеяться грешно, и тем не менее скажите, зачем больные люди так одержимы прекрасным? Как можно, имея в анамнезе отягощенное рекламоделием клипмейкерство и, значит, не имея за душой ни понятия о том, что представляет собой вразумительная история, ни умения составить и рассказать ее, а имея только навыки эффектной упаковки товара, канонизации услуги, – как можно при всем при этом кроить полный художественный метр? «Кино нужно не только видеть, но и смотреть», и посему, очевидно, единственная валидная тактика в случае с мировосприятием (видеорядом) больного на голову протагониста заключается в том, чтобы максимально дистанцироваться как от имбецила, так и от собственных оценок его галлюцинаций, иначе говоря, санкционировать идиотию, сделать ее эстетическим агентом, заколотить в формат малаховского балагана, дать понять, что все «это ему кажется» – ему, психу, а не нам. Однако в том и заключается различие между галлюцинацией и художественным образом, что бредовое видение имеет автора своим же единственным зрителем, в то время как аудитория художественного образа стремится к бесконечности. Галлюцинация становится образом лишь тогда, когда обретает способность к передаче заложенного в ней переживания, наделяется соответствующими ферментами восприятия. Даже самый сумасшедший художник не вправе забывать этого фундаментального закона эстетики. Режиссер и сценаристы «На ощупь», разумеется, не являются полноценными идиотами, подобно их экзальтированному персонажу. Нафантазировав в Крыму «нью-йоркских» сисек, биотуалетов на пустынных обрывах, многозарядных барабанных арбалетов с лазерными прицелами, рапидный расстрел мебельной стенки, рапидный же пролет сорванного с креплений мерседесовского движка, перформанс «Завхат заложников» в балаклавской подземной базе подводных лодок, А. Ф. Скляра в зоопарке etc., и, ко всему прочему, будучи ушиблены известием о безвременной кончине Майкла Джексона, они на каком-то этапе поняли, что попросту не смогут собрать всего этого богатства без блаженного героя. Догадываясь, что сумасшествие может быть предметом искусства, но не может делаться средствами сумасшествия, они сотворили с сумасшествием то, что единственно и могли сотворить клипмейкеры, постановщики с коротким дыханием и фасеточными глазами – закатали в клип, отрекламировали его. То есть негласный постулат рекламы вообще и клипмейкерства в частности – обертка способна творить конфетку из дерьма, быть заместителем не только вкуса, но и содержания – сработал по крайней мере для той части аудитории фильма, что ограничена персоналиями из верхних областей его титров. И лента пошла не в мусорную корзину, а в прокат. Плохо это или хорошо, бог весть. Вера в чудо есть редкий род счастья, который не нуждается в своем предмете. Иные счастливцы тем и счастливы, что самодостаточны. Шут с ними.

Тэги: кино, рецензия


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"