eng  rus 
 
«Дьявол»: сам дурак
После художественного дефолта под названием «Явление» (2008) М. Найт Шьямалан решил, что ресурс его фирменного метода, который можно описать как прием финального разоблачения-перевертыша, выработал себя.
Комментарий
Автор
Комментарий
Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №17 (30) 2010

Некоторые, правда, полагают, что ресурс этот был исчерпан еще в «Шестом чувстве» (1999) (в самом деле, как можно искренне радоваться сюрпризу, заранее зная о нем?), однако индийскому фокуснику удалось так загипнотизировать своего зрителя, что тот шел на его последующие фильмы именно за тем, чтобы быть обманутым: соображение того, что дурак, который хочет, чтобы его одурачили, есть не совсем дурак или даже совсем не дурак, оказалось способно творить настоящие чудеса. И Шьямалан выкидывает очередной номер. Объявив о своей «официальной» отставке на поприще нарративной эквилибристики (см. фильм «Повелитель стихий»), он учреждает студию The Night Chronicles («Хроники Найта», «Хроники Ночи» – понимайте, как хотите) и тем самым пробует придать приему ожидаемо-неожиданной развязки статус не то бренда, не то жанра. Сбрендил фокусник или в самом деле занялся брендированием, покажет время. «Дьявол», первая новелла из «ночных хроник», открывается перевернутыми панорамами мегаполиса, то есть художественным приемом, характерным как для Шьямалана, так и для самого врага рода человеческого. Вызванный по случаю самоубийцы, выбросившегося из верхнего этажа небоскреба, полицейский детектив вынужден разруливать не столько это дело, сколько ситуацию с бедолагами, застрявшими в лифте по тому же почтовому адресу. В зависшей бог знает на какой высоте кабине имеют место кратковременные, но периодические отключения света. После первого блэкаута обнаруживается покусанный пассажир, после второго прирезанный, после третьего повешенный – ну и далее по списку «Десяти негритят». На монитор с камеры слежения в лифте, помимо картинки прибывающих трупов и убывающих пассажиров, транслируются странные артефакты изображения, в которых один из операторов разглядывает, ни много ни мало, лик сатаны. Так, под поступающие данные о темном прошлом участников зависания и закадровые парафразы бабушкиных историй о кознях нечистого, выясняется, что один из участников инцидента – дьявол. Здравствуйте, кого не видели. Князь тьмы является в образе бабули – божьего одуванчика, то есть является во плоти, однако почему-то в загробной своей ипостаси, то есть силой, не соблазняющей человеков, а карающей за грехи. Тут уже приходят на память не только «Десять негритят», но «Фауст», «Мастер и Маргарита», «я – часть той силы, что вечно хочет зла…» и все в этом роде. То есть возникает вопрос, почему нельзя было обойтись в лифтовой шахте чем-нибудь более технологичным, каким-нибудь мимикрирующим под человека и косящим под кару небесную финнейевским «овощем» или карпентеровским «нечто», и понадобилось нагонять инфернального тумана? Ответ прост и в то же время неоднозначен. «Дьявол» есть религиозное повествование. Убрав сатану из лифта, Шьямалану пришлось бы исключать его из авторов инцидента, что, в свою очередь, повлекло бы упразднение той жестко детерминированной вселенной, в которой только и может разворачиваться религиозное повествование. Ведь что такое религиозное повествование? Мир, в котором пашут, сеют и жнут сверхъестественные инстанции. Без личного участия дьявола инцидент в лифте из истории локального светопреставления превратился бы в детектив с мигающей лампочкой и невидимым выключателем. Но чем, спрашивается, приглянулось детерминированная вселенная завзятому иллюзионисту? Да тем, что в ней нет места случайности. Поскользнулся, упал, потерял сознание и т. п. – все тут происходит не с кондачка, а с санкции высшей силы, все заорганизовано так, что любая, так сказать, привлеченная со стороны история может быть реализована только при патронаже и соучастии местного демиурга. И, соответственно, при разделенной ответственности («что, простите? не нравятся картонные персонажи? – так они в дидактическом жанре и должны быть картонными; сюжетные нестыковки? – к черту, в смысле, все претензии к соавтору…»). Нет, что ни говорите – весьма перспективный бренд. Чистая работа.

Тэги: кино, рецензия


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"