|
Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №4 (41) 2011
Совсем другое дело – забывчивые персонажи. Не помнящие себя, забывающие окружающих, впадающие в беспамятство ни с того ни с сего, по прихоти случая или по чьей-то злой воле, они являются готовыми, ходячими, так сказать, сюжетами. Неспроста Платон считал припоминание чуть ли не главным методом познания. Что такое сеанс психоанализа, когда при разборе привычки стряхивать сигарету мимо пепельницы вас подводят к диагнозу скрытой гомосексуальности? Детектив. Что такое агент спецслужб, который перестает помнить себя после всякого более-менее ответственного задания? Трилогия.
Вот прилетает человек в Берлин – скажем, на саммит по биотехнологиям. Не доезжая до гостиницы, летит за оставленным чемоданом обратно в аэропорт, а попадает в реку. Берлин делят шесть рек, но этой – Леты – нет ни на одной карте города. Все-таки человек, даже после того как хорошенько, до потери пульса, приложился о боковое окно такси, более или менее приходит в себя. Он – Мартин Харрис (тревожные аллюзии на шпионку-куртизанку времен Первой мировой не волнуют ни самого воскресшего, ни его немецкого доктора), известный ботаник, любящий муж и все в этом роде. Проблема в другом. Ушел под воду он вроде бы в Берлине, а всплыл в каком-то параллельном мире. Без документов, без чемоданов и, главное, без жены, которая мало того что не узнает его в упор, так еще представляет ему своего настоящего – ну, или, по крайней мере, официального – Мартина Харриса, такого же любящего мужа и ботаника. Несообразности этого не то посткоматозного, не то постмодернистского бытия растут снежным комом. Садится, например, человек в поезд метро ночью, а выходит из поезда днем. По рекомендации убиенной медсестры зачем-то встречается с экс-агентом Штази, который до падения стены был вынужден употреблять махорку – «жалкое советское дерьмо, убившее больше русских, чем Сталин», – а после, с появлением «Честерфилда», переключился на поиски пропавших без вести. Но кого собирается искать мнимый Мартин Харрис? Себя? Это было бы красивой метафорой в обычных условиях, но никак не в том сумасшедшем доме, где нефтяные бароны спонсируют разработку «быстрорастущей, саморазмножающейся, устойчивой к засухе и всем видам вредителей» зерновой культуры, а западные спецслужбы за патент на этот очередной ГМО готовы завалить трупами любую из евростолиц. И вот ничего тут не попишешь: чем дальше герой пробивается через завалы собственных миражей сознания и чем ближе он оказывается к своей настоящей личности, тем больше походит на умиротворенного кащенковского резидента. Не в том ли заключается истинный смысл его прозрения? Ну, то есть, человек радуется, что наконец обрел себя, и ему в голову не приходит осмотреться и уяснить, в каком именно пронумерованном помещении сие обретение имело место быть? Ведь только такой шпион мог сунуть свой липовый паспорт в чемодан и забыть чемодан на стоянке. И только такому киллеру было достаточно хлопнуться лбом в стекло, чтобы перековаться из душегуба в подвижника, озабоченного пропитанием человечества. Еще одно такое обострение, и кто знает, какая очередная светлая фигура на внутреннем горизонте протагониста? В психиатрии это называется не то множественной личностью, не то шизофренией. Кинематографический термин также отдает стационаром: франшиза. Такие вот параллельные миры.
|