«Астрал»: diabolus ex machina
Иногда по поисковому запросу можно не только навести технические справки об интересующем предмете, но нарваться на настоящее тематическое откровение.
|
Автор: Андрей Хуснутдинов
Локация: Алматы
Номер: №7-8 (44-45) 2011
По команде «астрал», например, Google в числе адресов сайтов с информацией о фильме Джеймса Вана выдает координаты портала, посвященного так называемым тонким мирам. На странице форума по «медиативным практикам для достижения состояния ВСЕЛЕНСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ» читаем буквально следующее: «С использованием АК Вы сможете встретиться с людьми, недоступными в реальном мире». Дело тут даже не в том, что под аббревиатурой АК профану грезится автомат Калашникова (и то сказать – чем не средство для организации встреч в потустороннем мире?), а посвященному – астральная катапульта (без шуток). Дело тут в самом инструментарии для подобных вылазок за скобки видимой реальности, в его принципиальном наличии и практической доступности.
Стоит заметить, правда, что по ходу действия самого «Астрала», по крайней мере в первой его половине, все вроде бы сводится к пресловутому человеческому фактору. Слоган фильма и вовсе намекает на то, что призраки обитают не в жилищах тех, кому являются без приглашения и докучают без меры, а в их грешных душах. Летаргия маленького Далтона, пусть и нещадно сдобренная видениями его несчастной матушки, местами представляется более удобной площадкой для экзистенциальной драмы, чем для мистического хоррора. В любом недуге ребенка любящие родители склонны отчасти обнаруживать свою вину. Казалось бы, именно в это – психологическое, а не психоделическое – русло начинает сворачивать сюжет, когда бабушке Далтона во время ее рассказа о том, как она видела во сне призрака возле больного внука, начинает мерещиться нечто подобное и за спиной здорового сына. Надежды на такой поворот событий, однако, разлетаются в пух и прах на первом же спиритическом сеансе, который учиняет бабушкина подруга-духовидица при поддержке местных гостбастеров. Ладно бы для улавливания потусторонних флюидов только молодые технари использовали свои высокоточные девайсы.
Чтобы обеспечить максимальную стабильность контакта с астралом, духовидица использует замысловатое устройство (АК?), сработанное, ни много ни мало, из армейского противогаза. Изюминка аппарата в том, что хобот-воздуховод подсоединяется не к фильтрующей банке и даже не к емкости с веселящим газом, а к уху одного из гостбастеров. Духовидица транслирует голоса потусторонних сущностей по хоботу на ухо гостбастеру, тот крупными буквами записывает духовидческие показания в альбоме для рисования, лампочки на девайсах вспыхивают и перемигиваются, в то время как потусторонние сущности (видимо, посредством того же воздуховода) пытаются проникнуть в мир людей.
Второй сеанс – на сей раз гипноза – обходится меньшим количеством спецсредств, зато техника самого мероприятия до боли напоминает методу проникновения в Матрицу хакеров Морфеуса: пока софтверная эманация субъекта витает в поддельных эмпиреях, его бренная оболочка преет и дергается на таком же подверженном износу материальном седалище. Снявший по-настоящему страшную – то есть изобретательную – «Мертвую тишину» с бесами в кукольном обличье, которые превращают в марионеток людей, Джеймс Ван не мог не давать себе отчета в том, какой комический эффект производят отчасти взятые с потолка и отчасти заимствованные планы его бесогонской машинерии. Поэтому он попробовал исправить ситуацию, заселив астрал теми же дьявольскими куклами. Поздно спохватился, увы: когда одним из объектов повествования становится описание приема по спасению повествования, доработку этого объекта – будь он астральной катапультой, будь пресловутой машиной бога – следует доводить до конца. Размениваться на детали в данном случае и есть единственный способ не потерять из виду главного. Дьявол, как известно, в деталях. Глядишь, и нарисовался бы.
|
|
Тэги: кино, рецензия
Оценка: 0.00 (голосов: 0)
|
|
|
Похожие статьи:
|
|
|
Комментарии к статье:
|
|
|
|